Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

С историей не спорят, с историей живут,

Она объединяет на подвиг и на труд.

Едино государство, когда един народ,

Когда великой силой он движется вперед

В 2016 году исполняется 110 лет выборов в Государственную думу I созыва Российской империи.

00.jpg

Манифест 17 октября 1905 года считается днем рождения первой Государственной думы. Свобода слова, собраний, неприкосновенность личности, многопартийность. Этим лозунгам сто десять лет! Разрабатывал реформу граф Витте.

01 02.jpg

Можно сказать, что подданные самодержца впервые почувствовали себя гражданами, потому что самодержавие превратилось в конституционную монархию. Поставить подпись под документом, ограничивающим, хотя и номинально, собственные права, царю было непросто. Но выхода не было - огонь первой революции уже охватил страну.

Название нового государственного органа – Дума – перешло по наследству от Думы боярской. Сложной была и система непрямых выборов. Сначала на уездных собраниях выбирали делегатов, которые уже на губернских совещаниях голосовали за депутатов. В зале первой думы - 448 парламентариев.

Вскоре после подписания манифеста царь скажет о Государственной думе: «Я ее породил. Я ее и убью». И сдержит обещание. Первая Дума успеет принять только два закона. К 1917 году парламент, пережив четыре созыва, вовсе перестал существовать.

Учреждение Государственной думы явилось последствием широкого общественного движения всех слоев населения России после неудач русско-японской войны 1904-1905 гг., раскрывшей все недостатки бюрократического управления.

Вплоть до 1905 г. Император Всероссийский фактически считался земным богом и мог открыто заявить о себе что он «Хозяин земли русской», как это написал в общеимперской переписи 1897 г. Николай II. Исторически царская власть, в России исходя из укорененной византийской традиции, считалась высшим символом, стоявшая над любым человеческим законом. Эта власть включала в себя двуединство как государственно-юридических институтов, так и религиозно-нравственного компонента.

01 01.jpg

Торжественное обращение императора Николая II к народу, фактически объявило о предстоящем переходе России от абсолютной монархии к конституционной. Манифестом от 6 августа 1905 года император Николай II учредил Государственную Думу как «особое законосовещательное установление», ему предоставлялось предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов». Разработка положения о выборах возлагалась на министра внутренних дел Булыгина, срок созыва был установлен – не позднее половины января 1906 года.

Однако разработанные комиссией во главе с Булыгиным, обсужденные на Петергофском совещании под председательством Николая II и утвержденные царским манифестом от 6 августа 1905 года положения о выборах вызвали сильное недовольство в обществе, многочисленные митинги протеста и забастовки. А всё из-за того, что правом голоса наделялись лишь ограниченные категории лиц: крупные собственники недвижимых имуществ, крупные плательщики промыслового и квартирного налога, и — на особых основаниях — крестьяне. В конце концов, всё это вылилось во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку, и выборы в «Булыгинскую думу» не состоялись.

Новой основой законодательной компетенции Государственной думы стал п. 3 Манифеста 17 октября 1905 г, установивший «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог вступить в силу без одобрения Государственной думы. Эта норма была закреплена в ст. 86 Основных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без утверждения Государя Императора». Из совещательного органа, как устанавливалось Манифестом от 6 августа 1905, Дума становилась законодательным органом.

Витте назначается премьер-министром. Николай II согласился назначить Витте премьером только под давлением обстоятельств. После подавления революции царь счел возможным отправить Витте в отставку. Заодно это была возможность повесить на него часть ответственности за возникновение бунтов и беспорядков. Николай II полагал, что Манифест должен был бы успокоить народ. Для этого он и согласился под давлением Витте, семьи Романовых, общественности и обстоятельств подписать его.

Порядок выборов в Государственную думу

Государственная дума избиралась на 5-летний срок. Депутаты Думы были не подотчётны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, до истечения срока полномочий дума могла быть распущена императором, который назначал новые выборы и время созыва. Это право применялось императором Николаем II для роспуска Государственной думы 1-го и 2-го созывов. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный совет.

В основание избирательной системы были положены цензовое и отчасти сословное начала. Выборы в первую и вторую Думы проходили на основании «Положения о выборах в Государственную думу» от 6 августа 1905 года и именного высочайшего указа от 11 декабря 1905 года «Об изменении Положения о выборах в Государственную думу».

Выборы были многоступенчатыми, проводились по четырем неравноправным куриям (особые разряды, на которые делятся избиратели по национальному, профессиональному и другим признакам, а также сами избиратели, составляющие эти разряды): землевладельческой, городской, крестьянской, рабочей.

Норма представительства составляла: один выборщик на 2000 населения в землевладельческой курии, на 4000 в городской, на 30000 в крестьянской, на 90000 в рабочей.

Избирательное право имели не все жители империи. Чтобы иметь избирательное право необходимо минимум за год до выборов соответствовать следующим критериям:
 - по землевладельческой курии — быть владельцем от 100 до 650 десятин земли в зависимости от местности, иметь недвижимую собственность стоимостью не менее 15 тыс. рублей;
- по городской курии — быть владельцем городской недвижимости и торгово-промышленных заведений, квартиросъемщиком или служащим;
- по крестьянской курии — иметь домовладение;
- по рабочей курии — быть рабочим предприятия не менее 50 рабочими мужского пола.  
Имелись категории населения, вообще лишённые избирательных прав. К ним относились иностранные подданные, лица моложе 25 лет, женщины, учащиеся, военные, состоящие на действительной службе, бродячие инородцы, признанные виновными в преступлениях, отрёшенные от должности по суду в течение 3 лет, состоящие под судом и следствием, банкроты, состоящие под опекой (помимо малолетних состояли под опекой глухонемые, душевнобольные и признанные расточителями), лишённые духовного сана за пороки, исключенные из сословных обществ по их приговорам, а также губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники и полицейские. 

Серьезное внимание уделялось законности при выборах.  

«Виновный в воспрепятствовании избирателю или выборщику угрозою, насилием над личностью, злоупотреблением властью или отлучением от общения свободно осуществлять право выборов в Государственный совет или Государственную думу наказывается: заключением в тюрьме от четырех до восьми месяцев.

Если сие деяние учинено несколькими лицами или же служащим в правительственном или общественном установлении при исполнении служебных обязанностей по наблюдению за правильностью выборов, то виновный наказывается: заключением в тюрьме от восьми месяцев до одного года и четырех месяцев.

Сверх того, если виновный принадлежит к числу лиц, пользующихся правами государственной службы и преступное деяние учинено им при исполнении служебных обязанностей, суду предоставляется присоединить к тюремному заключению удаление от должности.

Наказание в виде лишения свободы на срок от четырех до восьми месяцев предусматривалось и за призывы «к противодействию выборам в Государственный совет или Государственную думу или к массовому воздержанию от участия в сих выборах».

Законодательство предусмотрело наказание за подкуп избирателей: «Виновный в склонении посредством угощения, подарка или обещания личной выгоды, избирателя или выборщика к подаче при выборах в Государственный совет или Государственную думу голоса в пользу свою или другого лица наказывается: заключением в тюрьме от двух до восьми месяцев».

Тому же наказанию подвергался избиратель или выборщик, согласившийся за угощение, подарок или личную выгоду подать голос в пользу какого-либо лица. Кроме того, виновные могли быть лишены судом избирательного права на предстоящих выборах в Государственный совет или Государственную думу.

Компетенция, структура и регламент работы Государственной думы

Для законности состава заседаний Государственной думы требовалось присутствие не менее 1/3 её членов.

Государственная дума могла обращаться с запросами к министрам (главноуправляющим) по поводу действий, которые сочтёт незаконными, а также обращаться к ним за разъяснениями, от которых министры могли отказаться, если «эти предметы по соображениям государственного порядка не подлежат оглашению».

Министры (главноуправляющие) должны были быть выслушаны в Государственной думе каждый раз, когда они об этом заявляли.

Законопроекты вносились в Государственную думу министрами, комиссиями Государственной думы или поступали из Государственного совета.

В перерывах между заседаниями Государственной думы законодательные функции передавались императору с тем, чтобы действие принятой им меры прекращалось с началом заседаний Государственной Думы (в случае непредставления закона на её рассмотрение) или если её не примет Государственная дума либо Государственный совет (статья 87-я Основных законов).

Члены Государственной думы пользовались свободой суждений и мнений по делам, обсуждавшимся в Государственной думе, не несли ответственности перед избирателями, могли быть подвергнуты лишению или ограничению свободы лишь по распоряжению судебных властей, не подлежали задержанию за долги. Для лишения свободы члена Государственной думы во время её сессии необходимо разрешение Государственной думы.

Члены Государственной думы выбывали из её состава по личному заявлению, в случае утраты российского подданства, ценза, поступления на действительную военную службу, при назначении на высокооплачиваемую гражданскую должность (за исключением должностей министров и главноуправляющих), а также, если член Государственной думы не посещал в год ни одного заседания без уважительной причины.

Общее руководство деятельностью Государственной думы осуществляли председатель и его товарищи, они избирались из числа членов Государственной думы закрытым голосованием на 1 год, по истечении которого могли переизбираться. Председатель Государственной думы имел право всеподданнейшего доклада императору «О занятиях Государственной Думы». 

Государственная дума избирала секретаря и его товарищей, на которых возлагалось управление Канцелярией Государственной думы.

Для предварительного рассмотрения законопроектов и вопросов текущей деятельности Думы её общим собранием избирались постоянные комиссии: бюджетная, финансовая, по рассмотрению государственной росписи доходов и расходов, по запросам, редакционная, личного состава, распорядительная, по государственной обороне.

Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей. 

Государственная Дума избирала также временные комиссии для подготовки конкретных законопроектов. Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего, рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой. 

Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов. Законопроекты рассматривались общим собранием Государственной думы. Принятый законопроект получал силу закона после одобрения его Государственным советом и утверждения императором.

Первая Государственная Дума работала с (27 апреля) 10 мая по (9) 22 июля 1906 года – 72 дня. Состоялась всего лишь одна сессия. В Думу входили представители разных политических партий (разные по образованию, национальности и сословию люди). Ее самой многочисленной и внушительной фракцией были представители кадетов – 179 депутатов. Октябристы насчитывали 16 депутатов, социал-демократы – 18. От так называемых нацменьшинств было 63 представителя, беспартийных – 105.

Открытие Думы стало крупным общественным событием; его подробно описывали все газеты. Председателем I Думы был избран видный русский юрист, профессор государства и права Московского университета, член партии кадетов Сергей Андреевич Муромцев. Из 436 принявших участие в голосовании за него было подано 426 голосов. Товарищами председателя стали князь П. Д. Долгоруков и Н. А. Гредескул (оба кадеты). Секретарем — князь Д. И. Шаховской (кадет).

Всего за 72 дня своей работы первая Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства и была распущена царем, войдя в историю как «Дума народного гнева».

Главным вопросом в работе I Государственной думы был земельный вопрос. 23 мая фракция трудовиков (104 человека) предложила свой законопроект, предусматривавший образование «общественного земельного фонда». 6 июня депутатами был подан законопроект, разработанный эсерами о немедленной национализации всех природных богатств и отмене частной собственности на землю. Большинством голосов Дума отказалась рассматривать столь радикальный проект, так как его широкое обсуждение в Думе вызвало рост общественной полемики и усиление революционного движения.
Фракция кадетов также вносила законопроект о неприкосновенности депутатов Думы, который предусматривал, что уголовное преследование депутата во время сессии возможно лишь с согласия Думы. Парламент отказался рассматривать данный законопроект.
Государственная Дума выразила недоверие правительству, после чего ряд министров стали бойкотировать Думу и её заседания. За всё время работы депутатами было одобрено 2 законопроекта – об отмене смертной казни и об ассигновании 15 млн. рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесённый правительством. 
8 июля последовал указ Николая II о роспуске Государственной думы. 9 июля пришедшие на заседание депутаты нашли двери в Таврический дворец запертыми и прибитый рядом на столбе манифест о роспуске думы. 
72 дня, которые отпустила история российскому парламенту, не прошли даром. С думской трибуны в Таврическом дворце прозвучал голос самых разных слоев народа и политических партий. Депутаты – перводумцы  -открыто заявили об экономических, социальных и политических вопросах, стоявших в то время перед Россией. При этом роль Думы представлялась различным слоям российского общества по-разному: если для одних она стала символом бессмысленности любых надежд на эффективность парламентской системы в условиях России. То для других – необходимым, желанным и в принципе вполне реальным атрибутом будущего правового государства.

Фотоальбом