Право

За продажу алкоголя в интернете предлагают ввести уголовную ответственность

За продажу алкоголя в интернете предлагают ввести уголовную ответственность

Максим Стулов / Ведомости

В России так и не появился закон о торговле алкоголем онлайн, хотя проект предлагал Минфин, а бизнес просил о скорейшей поддержке инициативы перед режимом самоизоляции.

Но многие крупные компании уже организовали продажу с доставкой, рассказали «Ведомостям» сотрудники двух крупных продавцов алкоголя.

Также два сотрудника «Ведомостей» оформили и получили алкоголь с доставкой у онлайн-гипермаркета «Утконос» и у дистрибутора Simple.

Некоторые легальные продавцы алкоголя оказались в «серой зоне», констатирует председатель совета Торгово-промышленной палаты России по развитию электронной коммерции Алексей Федоров: они торгуют легальной продукцией, отражают продажи в ЕГАИС, но используют запрещенный канал продаж.

«2. Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускаются: 14) дистанционным способом», ‒ ст. 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Сотрудник крупного ритейлера описывает схему работы «Утконоса»: зарегистрированный пользователь, которому ритейлер сам открыл возможность заказа с доставкой, добавляет товар в корзину, указывает адрес и время, оформляет заказ.

Розничная продажа фиксируется в ЕГАИС в момент передачи товара курьеру на складе, клиент оплачивает товар на месте получения, после чего получает чек со временем фактической оплаты, а местом расчетов указан адреса склада.

По его словам, такая схема покупки доступна только проверенным, лояльным клиентам, которые до этого сделали несколько заказов.

Так, один из сотрудников «Ведомостей» регулярно заказывает алкоголь из «Утконоса» ‒ его привозит курьер вместе с другими продуктами. Местом расчета указан адрес компании в Солнечногорском районе Подмосковья. Заказ оплачивается онлайн, алкоголь перечислен в общем чеке.

Другой сотрудник «Ведомостей» заказывает на сайте SimpleWine ‒ это онлайн-витрина дистрибутора Simple: доставка до квартиры, минимальная для доставки стоимость заказа ‒ 10 000 руб., заказ оплачивается курьеру на месте.

Такую же схему доставки предлагает и оператор по телефону, оплата ‒ картой, убедился другой сотрудник «Ведомостей».

Юридически SimpleWine непосредственно в момент передачи заказа оформляет с клиентом договор поручения ‒ будто бы конечный потребитель поручает другому человеку, в данном случае курьеру, приобрести для него алкоголь, знает сотрудник крупного ритейлера.

В целом на рынке способов доставить алкоголь много, отмечает Федоров: продукцию могут отправить с водителем, на такси или менеджер предварительно выкупит ее у своей компании и сам привезет клиенту.

Купить спиртное с доставкой можно также и у алкогольного дистрибутора АСТ, а также при помощи сайтов L-Wine, Winestyle и др., уверяют два собеседника «Ведомостей» в крупных компаниях по продаже алкоголя.

На сайтах всех компаний указано, что онлайн-продажи недоступны, а забрать заказ можно только в магазине.

Но при обращении потенциального клиента операторы по телефону уточняют, что доставка на дом возможна, убедился корреспондент «Ведомостей», позвонив по номерам, указанным на сайтах онлайн-витрин АСТ,  L-Wine и Winestyle .

При официальном обращении журналистов продавцы алкоголя не подтверждают, что продают алкоголь онлайн.

Так, неизвестно о практике онлайн-продаж и доставки алкоголя в Simple ее президенту Максиму Каширину. Частные и корпоративные клиенты могут лишь оформить заявку на сайте и забрать алкоголь в винотеках SimpleWine, это разрешено законодательством, утверждает он.

Менеджеры компании с началом режима самоизоляции призывали заказывать онлайн, но целью было лишь найти новых клиентов, которые потом бы оставили заявку и забрали товар в пункте выдачи, объясняет Каширин.

  По его словам, частные, корпоративные продажи и винотеки приносят компании 25‒30% выручки.

Не подтверждает онлайн-продажи и представитель «Утконоса»: по его данным, заказать алкоголь можно на сайте с услугой самовывоза из розничной точки продаж. 

АСТ не занимается онлайн-продажами, уверяет и совладелец компании Леонид Рафаилов. Недавно компания оформила интернет-витрину, на которой теперь можно забронировать продукцию, но для оплаты клиент должен приехать в магазин, а уже после этого компания может предоставить услугу доставки, говорит он.

Компания работает в строгом соответствии с законом, в том числе и о запрете дистанционной торговли, заявляет представитель ГК «Лудинг»: проект L-wine является витриной для ознакомления с продукцией.

Winestyle, по словам ее представителя, тоже доставляет продукцию в соответствии с законом: розничным клиентам привозят только безалкогольные напитки, а юридическим лицам ‒ алкоголь при наличии у них лицензии.

Росалкогольрегулирование постоянно отслеживает в интернете предложения о приобретении алкоголя онлайн, заверил представитель службы.

В марте служба приняла 494 решения о блокировке сайтов, в апреле ‒ 462, в мае ‒ 450 и направила их в Роскомнадзор. На вопрос о практике продаж алкоголя «Утконосом», SimpleWine, Winestyle и др.

ее представитель ответил, что «не может говорить об отдельных случаях выявления нарушений».

Высокий спрос сталкивается с законодательным ограничением, но цивилизованного механизма продажи легальной продукции нет, говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.

Крупнейшие розничные компании не доставляют онлайн-заказы алкоголя из-за отсутствия законодательной базы. Так, не торгуют алкоголем онлайн X5 Retail Group, «Ашан», «О’кей», «Красное & белое», заверили их представители. Можно лишь забронировать алкоголь, оплатить и забрать в магазине, говорят представители X5, «О’кей», «Красного & белого». 

Х5, по словам ее представителя, не использует «схемы, позволяющие продавать алкоголь с доставкой»: «Де-факто они нарушают существующий запрет на интернет-торговлю спиртным, и нарушение этого запрета было бы нарушением законодательства, а также создавало бы риски штрафов и отзыва лицензии». 

Не стоит путать законопослушные компании с нелегальным алкогольным рынком, предупреждает человек, близкий к одному из дистрибуторов. Онлайн-оборот нелегального алкоголя Минфин раньше оценивал в 2‒3 млрд руб.

Легализация онлайн-продаж как раз и позволила бы очистить рынок от таких игроков, добавляет представитель Winestyle: в России огромное число недобросовестных игроков, которые, не имея лицензии, предлагают заведомо сомнительную продукцию. 

Каширин не исключает, что некоторые участники рынка стали «более лояльно подходить к вопросам доставки», оформляя ее так, чтобы и доставить потребителю, и не нарушать закон.

Проблема легализации онлайн-продаж в России давно назрела, особенно это актуально сейчас, когда люди сидят дома и стараются реже ходить в магазины, рассуждает Каширин: падают продажи в розничных магазинах, практически полностью упал спрос со стороны ресторанов. 

Nielsen зафиксировал всплеск продаж алкоголя в крупнейших торговых сетях в последнюю неделю марта.

Продажи алкоголя начали расти одновременно с началом ажиотажного спроса на другие продукты питания, примерно с 9–10 марта, но с каждой неделей прирост увеличивался и достиг пика в последнюю неделю месяца.

В дальнейшем спрос постепенно стабилизировался. За январь – апрель продажи водки выросли на 4% до 23,5 млн дал, вина – на 7% до 16,7 млн дал, игристых вин – на 4% до 4,7 млн дал, по данным РАР.

Пока непонятно, почему правительство так и не согласовало законопроект Минфина, который предлагал поэтапную легализацию онлайн-продаж и максимально регулировал соблюдение онлайн-продавцами всех ограничений времени торговли, возраста покупателя, подчеркивает Каширин. Законопроект находится на рассмотрении в правительстве, уточнил представитель Минфина. Пресс-служба правительства на вопросы «Ведомостей» не ответила.

Главным противником онлайн-торговли спиртным всегда выступал Минздрав. Минздрав по-прежнему против, подтверждает его представитель: дистанционная продажа делает алкоголь принципиально более доступным. Но технологии давно позволяют полноценного контролировать онлайн-продажи, возражает Соколов из АКИТ.

С появлением закона потребители перестали бы искать алкоголь на сомнительных сайтах и в социальных сетях, а легальным поставщикам не пришлось бы изобретать схемы доставки, считает Федоров.

Наличие алкоголя в ассортименте продуктовых онлайн-магазинов помогло бы развитию онлайн-торговли, повысив средний чек и рентабельность.

Если онлайн-продажу все же разрешат, то примерно 5–6% алкоголя будет продаваться онлайн, подсчитал эксперт.

Санкции за нарушения участников алкогольного рынка

Производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции регулирует Федеральный закон № 171-ФЗ. На сайте ФСРАР перечислены и другие нормативные правовые акты.

В январе-сентябре 2020 года Росалкогольрегулирование провело 3 882 проверок и обнаружило нарушения в 77,67% случаев. 

Контур.Маркет — комплексное решение для розничных продавцов алкоголя. Прием накладных и передача данных о приемке и закупке алкоголя. Учет товаров онлайн. Касса по 54-ФЗ.

Подробнее

На какие статьи 171-ФЗ нужно обратить внимание алкогольной рознице и общепиту

Продавцам крепкого алкоголя необходимо знать Главу III закона № 171-ФЗ, в которой описаны все условия получения лицензии. Там же описан порядок приостановления или возобновления лицензии.

Об учете в ЕГАИС и декларировании продукции смотрите требования статьи 14 в Главе II, об особых требованиях к розничной продаже при оказании услуг общественного питания смотрите статью 16 в Главе II.

Ниже опишем некоторые нарушения, предусмотренные КоАП РФ и УК РФ.

Административная ответственность

— Пункт 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

  • Должностные лица заплатят штраф от 20 000 до 40 000 рублей;
  • Юридические лица — от 100 000 до 300 000 рублей.

Возможна конфискация продукции.

— Пункт 3 статьи 14.17 КоАП РФ. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

  • Должностные лица могут быть дисквалифицированы на 2-3 года. Штраф составит от 500 000 до 1 млн. рублей;
  • Юридическое лицо рискует приостановить деятельность на срок до 90 дней. Размер штрафа составляет до ⅕ совокупной выручки за предыдущий год, но не менее 3 млн. рублей.
Читайте также:  Первые обвиняемые освобождены от уголовной ответственности после поправок в Уголовный кодекс

Также у нарушителя могут конфисковать продукцию, оборудование или другое имущество, которое относится к производству или реализации алкоголя.

— Статья 14.17.1 КоАП РФ. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами.

  • Физлицо оштрафуют на 30 000 — 50 000 рублей и конфискуют алкогольную продукцию.
  • ИП или фермера-производителя вина оштрафуют на 100 000 — 200 000 рублей и конфискуют алкогольную продукцию.

— Статья 14.19 КоАП РФ. Нарушение порядка учета объема производства, оборота и (или) использования продукции, а также нефиксация информации в ЕГАИС.

  • Должностное лицо оштрафуют на 10 000 — 15 000 рублей;
  • Юридическое лицо — на 150 000 — 200 000 рублей.

— Пункт 6 статьи 19.4 КоАП РФ. Невыполнение законных требований должностного лица органа, осуществляющего госконтроль в области производства и оборота алкогольной продукции.

  • Гражданина оштрафуют на 10 000 — 20 000 рублей;
  • Должностных лиц — на 200 000 — 300 000 рублей.

— Пункт 6 статьи 14.5 КоАП РФ. Невыдача чека по требованию покупателя или ненаправление ему электронной копии чека.

  • Должностное лицо оштрафуют на 2 000 рублей;
  • Юридическое лицо — на 10 000 рублей или вынесут предупреждение.

Уголовная ответственность

— Статья 171.3 УК РФ. Незаконные производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, совершенные в крупном размере.

Осужденному грозит штраф, принудительные работы либо лишение свободы на срок до 3 лет. Штраф составит 2-3 млн. рублей или будет равен размеру дохода осужденного за период от 1 до 3 лет.

При нарушениях в особо крупных размерах штраф увеличится до 3-4 млн. рублей, а срок принудительных работ или лишение свободы — до 5 лет.

— Статья 171.4 УК РФ. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, совершенная неоднократно.

Осужденному грозит штраф или исправительные работы на срок до 1 года. Размер штрафа составит от 50 000 до 80 000 рублей или будет равен доходу нарушителя за последние 3-6 месяцев.  

Отметим, что в этой статье описаны санкции не за все нарушения, которые возможны и предусмотрены кодексами РФ.  

В россии введена уголовная ответственность за незаконный оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции. запрещена и реализация алкоголя в сети интернет

«В совокупности законодателем значительно ужесточена  административная ответственность за правонарушения, связанные с оборотом и реализацией алкогольной и спиртосодержащей продукцией, а также предусмотрена уголовная ответственность за данные деяния, совершенные в крупном и особо крупном размерах», — сообщил начальник отдела исполнения административного законодательства УМВД России по г. Ижевску Сергей Денников.

Так, Уголовный кодекс РФ дополнен статьей 171.3 («Незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»). Ранее за нарушение лицензионных требований к производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции была предусмотрена только административная ответственность по ст. 14.1, 14.

16, 14.17 КоАП РФ. С 26 августа 2017 года в случае таких нарушений, совершенных в крупном и особо крупном размерах, а равно организованной группой, предусматривается уголовная ответственность.

Крупным размером в настоящей статье признается стоимость этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство и (или) оборот которых осуществляются без соответствующей лицензии, превышающая сто тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей. «Санкциями ст. 171.3 УК РФ кроме крупных штрафов в размере до 4 млн.

рублей предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет», — подчеркнул руководитель профильного подразделения УМВД России по г. Ижевску.

Также ранее за нарушение правил продажи, в том числе розничной, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусматривалось привлечение к административной ответственности по ст. 14.16 КоАП РФ. С 26 августа 2017 года Уголовный кодекс РФ дополнен ст. 171.4 «Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции».

«Указанная статья уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность при неоднократностирозничной продажей алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию», — рассказал Сергей Денников.  В свою очередь, с 31 июля 2017 года Кодекс об административных правонарушениях дополнен ст. 14.17.1 «Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами». Под действие данной статьи Уголовного кодекса не подпадает розничная реализация пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре и медовухи, а также розничная продажа вина, игристого вина, осуществляемая сельскохозяйственными товаропроизводителями (индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами), признаваемыми таковыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).Санкции ст. 171.4 УК РФ предусматривают наказание в виде штрафов в размере от 50 000 до 80 000  рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до шести месяцев либо исправительных работ на срок до одного года

Как напомнил Сергей Денников, ранее уголовная ответственность предусматривалась только при неоднократности розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетнему (ст. 151.1 УК РФ).

Санкции указанных выше статей Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривают и конфискацию алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Также ст. 13.

15 КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации» дополнена частью 8 «Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». «Таким образом, розничная продажа в сети Интернет алкогольной и спиртосодержащей продукции с 31 июля 2017 года является административным правонарушением, влекущим наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц — от 20 000 до 40 000 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей», — пояснил Сергей Денников.

Представитель УМВД России по г. Ижевску рассказал и о новеллах, вступающих в силу с начала следующего 2018 года.

Так, в соответствии с указанными выше Федеральными законами РФ вступят в законную силу с 1 января 2018 года вступят следующие изменения:

— будет запрещено перемещение по территории Российской Федерации физическими лицами немаркированной алкогольной продукции в объеме более 10 литров на одного человека (ответственность предусмотрена ст. 14.17.2 КоАП РФ – наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения);

— будут запрещены перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции автомобильным транспортом и железнодорожным подвижным составом без использования средств ГЛОНАСС/GPS (ответственность за неисполнение данного требования наступает с 1 июня 2019 года).

Пресс-служба УМВД России по г. Ижевску

Прокурор Сунтарского района разъясняет: уголовная ответственность за незаконный оборот алкогольной продукции

Государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В уголовном законодательстве присутствует ряд статей, которые закрепляют ответственность за нарушения в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В частности, ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) регламентирует ответственность за незаконное предпринимательство, ст.171.

1 УК РФ – за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров и продукции, статьей 238 УК РФ установлено наказание за производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

В соответствии с ч.2 ст.10.2 Федерального закона от 22.11.

1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.

По разным данным в настоящее время количество реализуемой фальсифицированной алкогольной продукции составляет около 60 %. Растет доля оборота неучтенной продукции с использованием поддельных марок акцизного сбора. Однако самой главной опасностью незаконного оборота алкогольной продукции является угроза жизни и здоровью человека.

Учитывая нарастающие масштабы проблемыв 2017 году Федеральным законом от 26 июля 2017 года №203-ФЗ усилена уголовная ответственность за нелегальный оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также за деятельность без лицензии. Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьями 171.3, 171.4.

Первая предусматривает ответственность за незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (171.3), вторая — за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (171.4).

Уголовная ответственность по статье 171.

3 УК РФ наступает в случаях производства, закупки (в том числе импорта), поставки (в том числе экспорта), хранения, перевозки алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии в случаях, если такая лицензия обязательна, совершенные в крупном размере, а также за те же деяния, совершенные организованной группой и в особо крупном размере.

Санкция предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 3 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо принудительных работ или лишение свободы на этот же срок.Если преступление совершено организованной группой или в особо крупном размере можно лишиться свободы на срок до 5 лет.

Уголовная ответственность по статье 171.

4 УК РФ наступает в случаях незаконной розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, если это деяние совершено неоднократно, за исключением совершенной неоднократно розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним лицам, поскольку в данном случае предусмотрена уголовная ответственность по статье 151.1 УК РФ (розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции).

Под незаконной розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции понимается розничная продажа такой продукции физическим лицом либо продажа алкогольной продукции (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре и медовухи) лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за исключением розничной продажи вина, игристого вина, осуществляемой сельскохозяйственными товаропроизводителями, признаваемыми таковыми в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства».

Под незаконной розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, совершенной неоднократно, понимается продажа такой продукции лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Читайте также:  Отзыв заявления об увольнении по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ): образец, особенности, порядок

Санкцией статьи 171.4 УК РФ за совершение указанного преступления предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо исправительных работ на срокдо 1 года.

С момента введения в действия указанных статей Уголовного кодекса Российской Федерации в Сунтарском районе уже состоялись обвинительные приговорыв отношении лиц, совершивших преступления, ими предусмотренные.

Так, прокуратура Сунтарского района в 2017 году поддержала государственное обвинение по уголовному делу в отношении индивидуального предпринимателя, обвиняемой в приобретении и перевозке в целях сбыта немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке федеральными специальными знаками, совершенные в особо крупном размере (п. «б» ч. 6 ст. 171.1 УК РФ).

В суде установлено, что индивидуальный предприниматель,  не имея лицензии на розничную продажу алкогольной продукции приобрела в г.

Новосибирске в целях сбыта немаркированную алкогольную продукцию с поддельными федеральными специальными марками, а именно – водку объемом 0,5 л. в количестве 6 тыс. бутылок, виски объемом 1 л. в количестве 36 бутылок.

Приобретенную продукцию предприниматель незаконно перевезла из г. Новосибирска до с. Сунтар.

Стоимость изъятого алкоголя составила более 1 млн. рублей, что является особо крупным размером.

Подсудимая вину в совершенном преступлении признала полностью и суд с учетом мнения государственного обвинителя назначил ей наказание в виде 2 лет лишения свободы условно с испытательным сроком на 1 год 6 месяцев.

Также, в 2018 году Сунтарский районный суд РС(Я) признал виновной 55-летнюю женщину, которая незаконно осуществляла розничную продажу алкогольной продукции по ст. 171.4 УК РФ (незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции).   

Установлено, что гр. С. ранее привлеченная к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.17.

1 КоАП РФ (незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицам) в одном из сел Сунтарского района находясь в своем доме, оборудованном под продуктовый магазин без права реализации алкогольной продукции, не сделав для себя должных выводов за 700 рублей продала бутылку водку своему односельчанину. 

Данное преступление выявлено благодаря профилактической работе заместителя главы сельского поселения, который установив, факт незаконной реализации населению алкогольной продукции сообщил участковым уполномоченным полиции. При этом, ранее со стороны администрации сельского поселения женщина была письменно предупреждена о прекращении незаконной реализации алкогольной продукции.         

Подсудимая вину полностью признала, и суд с учетом мнения государственного обвинителя назначил наказание в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей с рассрочкой платежа в течение 10 месяцев ежемесячно 5 тыс. рублей.

Кроме того, в декабре 2018 года прокуратура Сунтарского района утвердила обвинительное постановление по уголовному делу в отношении 61-летнегомужчины. Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст. 171.

4 УК РФ (незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции). Дознанием установлено, что обвиняемая, будучи ранее привлеченной к административной ответственности за незаконную продажу алкоголя по ч. 1 ст. 14.17.

1 КоАП РФ, находясь у себя дома, вновь осуществила незаконную розничную продажу алкогольной продукции, где цена за бутылку водки составила 500 рублей.

После утверждения обвинительного постановления уголовное дело направлено прокурором в суд для рассмотрения по существу.

Согласно санкции данной статьи, в случае признания женщины виновной, ей грозит наказание в виде штрафа в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до шести месяцев либо исправительные работы на срок до одного года.

Прокурор Сунтарского района, советник юстиции                    А.Н. Винокуров

В совфеде предложили ужесточить наказание за продажу нелегального алкоголя

МОСКВА, 15 марта. /ТАСС/.

Сенаторы из комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам разработали законопроект, ужесточающий уголовную ответственность за производство, оборот и продажу контрафактной алкогольной продукции.

Документ, имеющийся в распоряжении ТАСС, снижает пороговые значения стоимости изъятого нелегального алкоголя, при которых виновного в продаже контрафакта привлекают к уголовной ответственности, со 100 тыс. до 1 тыс. рублей.

В настоящее время крупным размером признается стоимость нелегально произведенных или реализованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, превышающая 100 тыс. рублей, а особо крупным — 1 млн рублей.

Согласно действующему законодательству, уголовная ответственность за нелегальное производство и оборот алкоголя возникает только при крупном размере изъятого контрафакта.

За данное преступление, в частности, грозит штраф до 3 млн рублей или лишение свободы сроком до трех лет.

«Крупным размером признается стоимость этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство или оборот которых (за исключением розничной продажи) осуществляются без соответствующей лицензии, превышающая 10 тыс. рублей, в случае розничной продажи без соответствующей лицензии — 1 тыс. рублей, а особо крупным — 1 млн рублей», — говорится в законопроекте.

В пояснительной записке к документу отмечается, что ключевыми трендами последних лет стали децентрализация, сокращение хранимых запасов, уменьшение объемов перевозок или поставка под заказ контрафактного алкоголя. «Нелегальное производство стало преимущественно кустарным и локализуется в зоне гаражно-складских помещений.

Основная цель преступного сообщества — сокращение финансовых потерь в случае ликвидации складов правоохранительными органами и уклонение от уголовной ответственности. Для достижения действующего в настоящее время крупного размера в 100 тыс. рублей требуется изъятие не менее 1 тыс.

бутылок нелегального алкоголя», — сказано в пояснительной записке.

По словам авторов законопроекта, практика проведения оперативных мероприятий в местах производств и продаж нелегального алкоголя подтверждает, что признание крупным размером 10 тыс. рублей «является необходимым для учета тенденции на нелегальном рынке по сокращению объемов поставок и хранимых запасов».

«При этом указанный размер будет являться достаточным для возбуждения уголовного дела в случае пресечения деятельности даже малых (гаражных) складов и деятельности по перевозке нелегальной алкогольной продукции.

В то же время для незаконной розничной продажи алкоголя характерно еще меньшее количество единовременно хранящейся нелегальной продукции, что требует дифференцированного подхода и признания крупным размером стоимости этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, превышающей 1 тыс. рублей», — подчеркивают авторы документа.

Авторы законопроекта

Среди авторов законопроекта — глава комитета палаты Анатолий Артамонов, его первый заместитель Сергей Рябухин, а также член комитета Вадим Деньгин. Законопроект направлен для отзыва в правительство и Верховный суд РФ.

Как объяснил ранее ТАСС президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев, проблема заключается в том, что нелегальные производители исходя из закрепленных в законе понятий крупного и особо крупного размера уменьшают объем алкоголя в месте розлива, чтобы не попасть под уголовную ответственность.

Онлайн-продажа алкоголя: риски и надежды

1 октября 2017 года были ужесточены правила дистанционной торговли алкогольной продукцией.

Поправки, принятые в конце июля 2017 года, пополнили список запрещенной информации новой категорией — “информация, содержащая предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции…

” и спиртосодержащей продукции (статьи 15.1 ФЗ “Об информации”). Это означает, что уже скоро блокировка алкогольных онлайн магазинов будет осуществляться во внесудебном порядке.

Помимо этого КоАП РФ пополнился новым видом административного правонарушения — распространение в интернете информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции (ч. 8 ст. 13.15 КоАП РФ). За распространение такой информации предусмотрен штраф до 300 000 р. для юридических лиц.

Порядок блокировок алкогольных онлайн-магазинов до поправок 2017 года

Законодательный запрет на розничную онлайн-торговлю алкоголем существовал и ранее. Запретительную норму можно найти в Правилах продажи товаров дистанционным способом, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. №612 (п. 5).

Де-юре владелец сайта, продающий горячительные напитки в интернете, должен привлекаться к административной ответственности по ряду статей КоАП РФ: незаконная продажа товаров, свободная реализация которых ограничена или запрещена (ст. 14.

2); нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15), нарушение правил розничной продажи алкогольной продукции (ст.14.16).

Однако, вместо того, чтобы пресекать интернет-торговлю алкоголем через административное производство, компетентные органы выбрали более простой путь, в котором мало справедливости.

Расширительно толкуя п. 6 ст. 10 закона “Об информации”, прокуратура или Роспотребнадзор обращались в суд с заявлениями о признании “информации о продаже алкогольной продукции дистанционным способом” запрещенной к распространению на территории РФ.

Расширительное толкование заключается в том, что указанная норма запрещает распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, а до октября 2017 года такого административного правонарушения, как “распространение информации с предложением о розничной продаже алкоголя дистанционным способом” не существовало. Несмотря на это, суды как правило легко и без лишних расследований удовлетворяли подобные требования, и сайты вносились в Единый реестр запрещённой информации на основании судебного акта.

Читайте также:  Установление (подтверждение) родства для принятия наследства: способы, порядок процедуры

При этом владелец онлайн-магазина почти никогда не привлекается к судебному процессу и узнаёт о вынесенном решении уже после его вступления в силу двумя способами:

  • получив от своего провайдера хостинга уведомление Роскомнадзора в порядке ст. 15.1 закона “Об информации”;
  • обнаружив фактическую блокировку сайта.

Представители органов ссылаются на отсутствие информации о владельце сайта и просят рассмотреть дело без его участия, на что суд соглашается (порой вопрос идентификации владельца интернет-магазина даже не поднимается).

Прокуратура или Роспотребнадзор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просят суд установить факт, имеющий юридическое значение, а именно признать информацию о дистанционной продаже алкогольной продукции, размещенную на определённом интернет-сайте, запрещенной к распространению на территории РФ.

Такие дела рассматриваются по правилам особого производства, в котором не предусмотрен ответчик, но суд имеет право самостоятельно определить заинтересованных лиц и привлечь их к разбирательству.

К сожалению, по большей части права владельцев онлайн-магазинов в таких делах не учитываются и никого не волнует тот факт, что решение о признании информации незаконной влечёт блокировку сайта, на котором она размещена, и напрямую отражается на правах и интересах предпринимателей, управляющих онлайн-магазинами.

Как отмечалось ранее, до поправок 2017 года законных оснований для признания информации о дистанционной продаже алкоголя не существовало.

Тем не менее, прокуратура и Роспотребнадзор, опираясь на массу правовых норм и их взаимосвязь (законы “Об информации”, “О госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции” и “О защите прав потребителей”, Правила продажи товаров дистанционным способом, КоАП РФ и ГК РФ), просили признать такую информацию запрещённой к распространению на территории РФ, вместо того, чтобы возбудить административное производство, определить нарушителя и дать ему возможность отстоять свои интересы, пояснить применяемую схему продаж и содержание своего сайта и воспользоваться иными правами, гарантированными законом “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.

Однако множество онлайн-магазинов, винных бутиков блокируется по “тихой” судебной процедуре, несмотря на наличие у них предпринимателей лицензий на розничную и оптовую продажу алкоголя. Подобные решения можно обжаловать и добиться разблокировки по следующим основаниям:

  • судебное решение принято в отсутствие предпринимателя, права и законные интересы которого оно напрямую затрагивает;
  • есть спор о праве;
  • материалы сайта носят лишь информативный характер и предназначены для ознакомления с ассортиментом, либо нацелены на оптовую продажу, которую можно осуществлять дистанционным способом.

Легализация блокировок и упрощение процедуры в 2017 году

Нововведения 2017 года значительно упростили блокировку алкогольных онлайн-магазинов, а также ввели административный штраф за распространение информации о розничной онлайн-продаже алкогольной продукции.

Новые поправки неразрывно связаны с важным документом, который устанавливает правила, критерии ограничения доступа к страницам с запрещенной информацией, а также определяет какой федеральный орган исполнительной власти вправе во внесудебном порядке самостоятельно принять решение о блокировке. Документ этот – Правила принятия уполномоченными федеральными органами исполнительной власти решений в отношении информации и материалов, распространяемых посредством интернета, распространение которых в Российской Федерации запрещено.

На сегодняшний день последняя редакция данного документа датируется мартом 2017 года. Правила пока не содержат информации о том, какой орган исполнительной власти уполномочен принимать решения о блокировке розничных онлайн-магазинов, продающих алкоголь.

Вероятнее всего уполномоченным “блокировщиком” онлайн-торговли алкоголем станет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.

До внесения соответствующих изменений в указанные правила применима старая судебная процедура по признанию соответствующей информации запрещённой к распространению на территории РФ.

В силу появления специального административного правонарушения о распространении информации о розничной дистанционной продаже алкоголя, а также штрафов (ст. 13.

15 КоАП РФ), думается, что заявители в лице прокуратуры и Роспотребнадзора, чтобы взыскать соответствующий штраф, станут принимать меры по идентификации владельцев сайтов, надлежащим образом уведомлять их и возбуждать дело об административном правонарушении.

Можно назвать это хорошей новостью, ведь у владельца сайта будет возможность защитить свои права в рамках административного производства и, возможно, избежать блокировки.

Но с другой стороны, если доводы предпринимателя будут неубедительными, сайт будет заблокирован и плюс придется заплатить существенный штраф (максимум 300 000 р. для юридических лиц). Важно обратить внимание и на то, что поправки 2017 года в целом увеличили штраф за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции до 300 000 рублей (ст. 14.16 КоАП РФ).

Любопытно, что новый пункт 63 ст. 28.

3 КоАП РФ непосредственно возлагает на Роспотребнадзор возбуждение административного производства по новоиспеченному правонарушению о распространении информации о дистанционной продаже алкоголя.

Более того, в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ судьи уполномочены рассматривать дела об административном нарушении по статье 13.15 КоАП РФ. Это создает две плоскости:

  1. блокировка сайта плюс штраф по решению суда в рамках административного дела и
  2. внесудебная блокировка по решению федерального органа исполнительной власти на основании нововведенной категории информации.

Законопроект о легализации розничной онлайн-торговли алкоголем

Пока множество онлайн-магазинов необоснованно блокируется, Министерство финансов России разрабатывает проект изменений в федеральный закон “О регулировании производства и оборота алкогольной продукции”, на основании которого онлайн-продажа алкоголя будет легализована. Сейчас проект находится на стадии независимой антикоррупционной экспертизы.

Согласно проекту, продажа алкоголя должна будет осуществляться только в специальной доменной зоне .egais.

ru (Единая государственная автоматизированная информационная система — автоматизированная система, предназначенная для государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции). Росалкорегулирование должно будет выдавать специальные лицензии на дистанционную продажу алкоголя.

В последних предложениях Минфина о правилах продажи алкоголя в сети указано, что время и факт покупки могут фиксироваться при помощи мобильных устройств, которые выдают кассовый чек в момент оплаты и имеют связь с универсальным транспортным модемом (УТМ) (ПО для передачи информации об обороте алкогольной продукции от организаций оптовой и розничной торговли в базу данных ЕГАИС).

Ещё в 2016-м году Росалкогольрегулирование сформировало экспертную группу для разработки схемы онлайн-торговли алкоголем, куда вошли представители алкогольного рынка, российские ритейлеры и крупные интернет-площадки, включая Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ).

Как сообщили “Известия” в августе 2017 года, АКИТ направила в Минфин детальную схему продажи спиртного онлайн с доставкой на дом. По предложению АКИТ, товар должен доставляться курьером с переносной кассой и терминалом для подключения к системе ЕГАИС. Оплата может быть произведена как банковской картой, так и наличными.

Курьер будет проверять документы при наличии сомнений о совершеннолетии покупателя.

Какими будут последствия легализации онлайн продажи алкоголя? В пояснительной записке к законопроекту указано, что реализация новых положений “будет иметь благоприятные экономические и социальные последствия, так как обеспечит более эффективное регулирование интернет-торговли алкогольной продукции по сравнению с политикой запретов”.

Участники рынка уверены, что интернет-торговля алкоголем оживит продуктовый сектор. В 2016″ году в интернете было куплено всевозможных товаров на сумму 920 млрд рублей, торговля продуктами питания занимает лишь 2% рынка. “Частота покупок и средний чек повысятся, — утверждает представитель компании Ozon Мария Низамутдинова. — Вместе с алкоголем будут покупать и еду”.

Что касается мнений других ведомств, то Министерство торговли и экономического развития РФ положительно отзываются о законопроекте Минфина. Противниками выступают Роспотребнадзор и Минздрав, которые категорически не поддерживают легализацию онлайн продаж алкоголя, объясняя это высоким риском ухудшения ситуации с алкоголизацией в стране.

Основные выводы

В случае легализации розничных продаж алкоголя в сети для добросовестных игроков алкогольного рынка, риск блокировок, разумеется, будет минимальным. Но это в будущем.

Пока что тревожные изменения в законодательстве в отношении блокировок, в первую очередь, касаются новой категории запрещенной информации (информации с предложениями продажи алкоголя онлайн), что дает право федеральному органу исполнительной власти без решения суда блокировать сайты, на которых можно приобрести спиртное (в розницу), а также штрафовать владельцев алкогольных онлайн-магазинов по новым основаниям.

Временная неопределенность с тем, какой исполнительный орган будет ответственен за блокировку сайтов по новой категории запрещенной информации, на руку продавцам спиртного онлайн, ведь формально процедура блокировки остается прежней, то есть по решению суда. Но это пока.

Скорее всего в ближайшем времени будет назначен соответствующий орган исполнительной власти, который во внесудебном порядке начнет глубокую очистку сети от пьянящих напитков.

Следуя логике, таким органом будет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.

Предпринимателем, занимающимся продажей алкоголя, следует внимательно следить за обсуждением и движением законопроекта Минфина, так как он создаст более понятные и предсказуемые правила игры для алкогольного бизнеса в интернете.