За недолив топлива на АЗС будут штрафовать
Законопроект с соответствующими поправками был подготовлен Министерством промышленности и торговли РФ.
По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, штрафы за недолив топлива на АЗС будут оборотными. За первое нарушение компаниям придётся заплатить 1% выручки за прошлый год, при этом штраф не может быть менее 500 000 рублей. Соответствующие нормы есть в подготовленном ведомством законопроекте об ужесточении ответственности за недолив бензина на автозаправочных станциях.
При этом штраф за повторное нарушение для АЗС составит уже 3%, однако, он будет равен не менее 2 000 000 рублей, об этом министр промышленности и торговли РФ рассказал в интервью «Комсомольской правде». Пока что не сообщается, когда документ пройдёт требуемые процедуры согласования и будет внесён на рассмотрение в Госдуму.
Ранее о возможности введения наказания за недолив топлива говорил глава Росстандарта Алексей Абрамов, причём называемые ими размеры штрафов были такими же: 1% от годовой выручки в случае первого нарушения и 3% – в случае рецидива. Напомним, на сегодняшний день такие штрафы действуют в отношении тех заправок, которые попались на продаже некачественного топлива.
Согласно оценке ведомства, недолив топлива на российских заправках составляет от 1 до 20%. По словам Алексея Абрамова, если недолив превышает 5%, это предположительно говорит о выстроенной схеме незаконного зарабатывания на потребителях. Если же процент недолива топлива меньше, то дело может быть в проблемах с оборудованием.
Тема недолива топлива на АЗС отнюдь не нова, однако вопрос стал острее после отчёта Федерации автовладельцев России (ФАР) о проверках заправок в режиме «тайного покупателя».
Тогда же сразу оговаривалось, что методика, которую использовали представители организации, незапатентована.
Напомним, согласно их данным, нарушения выявлены на 76% российских заправках (при этом больше всего претензий к независимым АЗС, так что отчёт ФАР выгоден заправкам нефтяников). Средний показатель недолива составил 5,05%, максимальный – 19%.
Топливные союзы подвергли сомнениям те методы, которые использовали в ФАР.
В итоге Роскачество и Росстандарт поспешили заверить российских водителей, что готовятся провести собственное исследование: они планируют проверить взятые на АЗС пробы на фальсификацию, на соответствие бензина заявленному октановому числу, наличие присадок, а также изучат заправки на предмет недолива. Пилотный проект стартует в конце лета – начале осени 2018 года.
Полиция проверила АЗС и обнаружила недолив, но меньше
Автовладельцев избавят от недолива топлива на АЗС
Евгений Разумный / Ведомости
Росстандарт утвердил новый национальный стандарт (ГОСТ Р) «Колонки топливораздаточные», он вступит в силу с 1 октября, сообщил «Ведомостям» замглавы ведомства Алексей Кулешов. По его словам, положения документа должны минимизировать возможность умышленного недолива топлива.
Стандарт, в частности, предусматривает, что топливораздаточные колонки (ТРК) необходимо оснащать программным обеспечением с защитой от несанкционированного доступа. ГОСТ также обязывает производителей предусмотреть конструкцию, препятствующую несанкционированной замене узлов и элементов и установке дополнительных устройств, не предусмотренных изготовителем.
Кулешов говорит, что принятие нового стандарта – важный элемент механизма по борьбе с недоливом топлива. С конца 1980-х гг. технологии производства и эксплуатации оборудования АЗС существенно изменились, а действующий стандарт принят еще в 1989 г.
и не устанавливает требований по защите ПО от вмешательства извне, поясняет собеседник. Это не значит, что с 1 октября будет запрещена эксплуатация АЗС, не соответствующих новому стандарту.
ГОСТы в России являются добровольными для применения, но только до тех пор, пока ссылка на стандарт не появится в соответствующем нормативно-правовом акте, уточнил он.
По итогам проверок, проведенных в прошлом году, из 210 автозаправочных станций недолив был выявлен на 39, т. е. в 19% случаев, уточнили «Ведомостям» в пресс-службе ведомства. Данные о том, АЗС каких компаний чаще всего попадались на недоливе, там не приводят.
По словам Дмитрия Клевцова, замглавы Федерации автовладельцев России (ФАР), которая также проверяла порядочность автозаправщиков, в подавляющем большинстве случаев это происходит на независимых АЗС (не принадлежащих нефтяным компаниям).
Если с качеством топлива на заправках Росстандарт и другие надзорные органы смогли решить проблему, то с недоливом – нет, говорит Клевцов.
По его словам, на тех АЗС, где такое практикуется, он может достигать 20% от оплаченного объема горючего.
В Независимом топливном союзе (НТС; объединяет владельцев порядка 400 АЗС) не согласны с этими цифрами. Проблема сильно преувеличена, а методика ФАР сомнительна хотя бы из-за малого числа попавших в мониторинг заправок, сказал «Ведомостям» вице-президент НТС Дмитрий Гусев. В России около 15 000 АЗС.
Больше половины из них – независимые АЗС, остальные принадлежат вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), говорил в июле замглавы Минэнерго Павел Сорокин. Но по объему продаж моторного топлива на АЗС ВИНК приходится больше – порядка 65%.
Крупнейшие сети – у «Роснефти», «Лукойла» и «Газпром нефти».
В «Газпром нефти» сказали, что по итогам проверок Росстандарта за 2019 г. ни одного случая недолива или отклонения по точности работы ТРК компании не было выявлено.
АЗС сети используется современное сертифицированное дозирующее оборудование, которое регулярно проходит проверку госструктурами, а доступ к настройкам ТРК у персонала АЗС отсутствует, говорит представитель компании.
В «Роснефти» и «Лукойле» на запросы «Ведомостей» не ответили.
Актуализировать требования к производителям АЗС просили крупные нефтяные компании, говорит сотрудник одной из них. Разработанный еще в советское время ГОСТ давно потерял актуальность, добавляет он.
Сегодня Росстандарт может оштрафовать владельца автозаправки за недолив – все, что выше погрешности в 0,25% от оплаченного объема топлива, – по ч. 1 ст. 19.19 действующего КоАПа («Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений»). Наказание для должностных лиц составляет 20 000–50 000 руб.
, для юридических – 50 000–100 000 руб. Но этого мало, считают в ФАР.
Для радикального решения проблемы необходимо совершенствовать механизм проверок (в частности, разрешить надзорным органам проводить их в режиме «тайного покупателя») и вводить оборотные штрафы по аналогии с теми, что сейчас действуют за некачественный бензин, говорит Клевцов.
Законопроект, вводящий оборотные штрафы за недолив, в 2018 г. уже разработал Минпромторг. Он предусматривал штрафы за такое нарушение в размере 1% от суммы выручки нарушившей закон АЗС за предыдущий год, при повторном нарушении – 3%, но не менее 2 млн руб.
Однако правительство вернуло его на доработку, поскольку поправки решили интегрировать в новую версию КоАПа, которая сегодня проходит согласование в Минюсте.
Замминистра промышленности и торговли Алексей Беспрозванных сообщил «Ведомостям», что проект изменений в КоАП об оборотных штрафах за недолив бензина и дизеля, а также газомоторного топлива (СУГ и природного газа) внесли в правительство в мае 2019 г.
Соответствующую поправку предлагается внести в ст. 24.10 нового КоАПа. Новая редакция кодекса согласована с Минпромторгом, добавил чиновник.
«Оборотные штрафы – это убийство автозаправок. 1% от выручки независимых АЗС, которые и так оказались в незавидном положении, будет означать банкротство», – возмущается Гусев из НТС. Принятие закона, по его мнению, также создаст дополнительные коррупционные риски.
Проблема выливается в оборотные штрафы для АЗС
Заправки могут начать штрафовать за недолив топлива — Росстандарт предлагает взыскивать с АЗС 1% от годового оборота, а при повторном нарушении — 3%. В агентстве выступили с такой инициативой после недавней проверки Федерации автовладельцев России, которая выявила, что бензин недоливают на 76% заправок.
Заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов рассказал «Коммерсантъ FM», что такая мера не станет губительной для АЗС, но заставит их задуматься.
«Мы предлагаем зеркальную меру. В части физико-химических свойств топлива обманывать потребителей можно в двух направлениях — по качеству и по количеству. Соответственно, насчет качества АЗС немножко начали задумываться о целесообразности нарушений. Но сейчас у нас появляются сигналы, что по количеству имеются замечания.
Когда мы в свое время предлагали ввести оборотный штраф по физико-химическим свойствам, то исходили из того, что это была бы достаточно существенная мера, но она бы ни в коем случае не приводила ни к банкротству, ни к закрытию заправок. Это просто такой болезненный укол, который заставляет задумываться.
Когда мы говорим об оборотных штрафах в части недолива, то, в принципе, точно такую же идеологию преследуем.
Сегодня можно точно сказать только одно — все участники рынка, все заинтересованные стороны признают, что проблема существует.
И технические возможности по недоливу имеются, и фактические недоливы осуществляются со стороны этих недобросовестных организаций», — подчеркнул Алексей Кулешов.
В Российском топливном союзе убеждены, что перед властями стоит задача лишь нарастить сборы с заправок, а не навести порядок. Проблема с недоливом бензина преувеличена, считает исполнительный директор организации Григорий Сергиенко.
«Чиновники придумали новое наказание. Уже действуют оборотные штрафы применительно к несоблюдению требований технического регламента. Просто теперь их хотят распространить на метрологические требования. Между тем, расчеты общественного мониторинга по поводу недолива топлива на АЗС — это филькина грамота.
Меня несколько удивляет позиция Росстандарта, который при принятии своих инициатив по поводу увеличения штрафов опирается на какие-то липовые данные непонятных организаций, полученные на основании непонятных методик.
Кроме того, недоливами и борьбой с ними должен заниматься Роспотребнадзор, а он вообще на заправки не ходит, потому что нет практики в этих вопросах. Что касается нарушений метрологических требований, то это компетенция Росстандарта. Он может проверять каждую заправку раз в три года и то после предварительного предупреждения.
Неожиданно он может прийти, только если кто-то из потребителей обратится в ведомство с соответствующей жалобой», — пояснил Григорий Сергиенко.
Сам автомобилист не способен распознать то, что ему недолили топливо. Меры по контролю за заправками нужно усилить, но важно не допустить злоупотреблений, считает глава правления некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» Илья Мороз.
«Для того чтобы измерить сам факт недолива, должно применяться сертифицированное оборудование, специальные методологии и технологии. Главное — не допустить субъективного мнения и не наказать оборотными штрафами те компании, которые в этом не виноваты. Это вопрос очень серьезный.
Некоторые заправщики, скажем так, воспользовались этим приемом для того, чтобы каким-то образом повлиять на свое ценообразование и на маржинальность, потому что были убытки. В любом случае, этому нет оправдания и это не способ для того, чтобы за счет автолюбителей решать свои проблемы. Наводить порядок, разумеется, нужно. Главное, чтобы эти стандарты находились в рамках разумного.
Если эти меры будут в рамках нормальных, прозрачных и понятных правил, то я считаю, что они во благо», — сказал Илья Мороз.
В Росстандарте также рассчитывают внести поправки в законодательство, которые позволят инспекторам агентства проводить проверки на заправках под видом тайных покупателей.
Яна Пашаева
Штраф за недолив: как будут наказывать недобросовестные АЗС — РБК
Общество , 26 сен 2018, 15:28
0
Глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что закон об оборотных штрафах за недолив топлива может вступить в силу в начале 2019 года. Однако ужесточение законодательства не решит эту проблему, считают эксперты
Александр Рюмин / ТАСС
Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции под руководством министра промышленности и торговли Дениса Мантурова 26 сентября одобрила проект закона, предусматривающего введение оборотных штрафов за недолив бензина и дизтоплива на заправках. Об этом журналистам сообщил сам Мантуров.
По его словам, в ближайшее время законопроект предполагается согласовать с профильными ведомствами, после чего он будет направлен в Госдуму. «Мы постараемся [внести законопроект] в осеннюю сессию, но, возможно, это перейдет в весеннюю [сессию]», — сказал он (цитата по ТАСС). По словам Мантурова, новый закон может вступить в силу с января 2019 года или, возможно, с середины следующего года.
Об ужесточении ответственности за недолив топлива Мантуров заявил еще в начале августа. Тогда он говорил, что нарушителей будут наказывать штрафами в размере 1% от выручки за предыдущий год, но не менее 500 тыс. руб. За повторное нарушение — уже 3%, но не менее 2 млн руб., уточнял чиновник.
Первой вопрос о недоливе топлива на российских АЗС подняла в начале июля Федерация автовладельцев России (ФАР), которая проверила заправки в 13 регионах и выявила, что около 76% из них недоливают бензин.
Тогда глава этой организации Сергей Канаев сообщал, что проверки прошли на заправочных станциях всех крупных компаний и к ним вопросов меньше всего.
Позже еще два профильных объединения (Независимый топливный союз и Российский топливный союз) признали проблему, объяснив, что таким образом АЗС повышают свою рентабельность.
Когда появилась информация о систематических нарушениях, руководитель Росстандарта Алексей Абрамов пригрозил недобросовестным владельцам АЗС оборотными штрафами. По его данным, недолив составляет от 1 до 20%.
«Там, где недолив более 5%, это уже, на наш взгляд, построенная система незаконного зарабатывания на потребителях», — сказал он 17 июля. К решению проблемы подключилось и МВД, инициировав проверки.
По итогам одной из них полиция обнаружила, что из 600 АЗС Московского региона топливо недоливали почти в четверти из них — 141 заправка. В конце августа Росстандарт сообщил о двукратном росте числа жалоб на недолив топлива на столичных заправках.
Поможет ли новая мера решить проблему?
Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев заявил РБК, что «Роснефть» всегда следит за тем, чтобы в баки клиентов наливали точное количество бензина. «Недолив бензина — это просто хищение, сопоставимое с недовесом товара в магазине.
Мы рассматриваем это как воровство у компании», — сказал он.
По его словам, за тем, чтобы сотрудники не расхищали топливо, следит служба безопасности «Роснефти»: уже было несколько резонансных дел по этому поводу, когда уголовную ответственность несли все участники схемы.
В ЛУКОЙЛе работа с франчайзи, использующими бренд компании, выстраивается так, что после второго выявления факта недолива договор с ними разрывается, рассказал источник в компании. После вступления в силу нового закона оборотные штрафы будут налагаться на самих франчайзи, которые несут ответственность за нарушения, добавил он. Официальный представитель ЛУКОЙЛа отказался от комментариев.
Глава Российского топливного союза (объединяет владельцев независимых АЗС) Евгений Аркуша считает, что вместо ужесточения наказания за недолив на АЗС надо отлаживать методику контроля их работы и проводить внезапные проверки. «Проверяющие не научились работать молотком, а берут в руки кувалду. Власти идут по пути ужесточения наказания за недолив бензина, но проблему это не устранит», — утверждает он.
Этот закон принимается в интересах Росстандарта, который с его вступлением в силу расширит свои полномочия как главный контролер качества и количества топлива в баке, сказал РБК президент Независимого топливного союза (объединяет владельцев АЗС и трейдеров) Павел Баженов.
На самом деле недолив топлива — это обман потребителя, отношения с которым регулирует закон «О защите прав потребителя», напоминает он.
Баженов предупреждает о коррупционных рисках нового закона: в текущей экономической ситуации оборотный штраф для небольшой сети АЗС может привести к ее разорению или вынудить к продаже за бесценок крупной компании.
«Отрасль загнали в критическое состояние [из-за высоких оптовых цен и сдерживания цены бензина на заправках], а вместо того чтобы реабилитировать розничную торговлю топливом, государство ужесточает требования к работе АЗС. Мера несвоевременная, и мы не понимаем, как будет работать этот закон», — жалуется Баженов.
Аналитик компании «Алгоритм Топливный интегратор» Виктор Костюков уверен, что оборотные штрафы за недолив топлива необходимы, но с исполнением закона у них могут возникнуть проблемы.
«Мы понимаем, что во всей торговле есть обвесы, а на каждую АЗС не поставишь контролера. Раньше уже действовали штрафы за недолив, но проблема осталась», — сказал он.
Выходом может стать повышение маржинальности заправок, ведь недолив горючего — это способ заработать при отсутствии возможности получить свою прибыль честным способом, рассуждает эксперт.
Обнаружен недолив топлива на АЗС: куда жаловаться, штрафы
Недолив топлива на АЗС – это распространенная проблема, но куда жаловаться и как вести себя, если закралось подозрение на обман — многие автомобилисты не знают.
Те же, кто решают доказать свою правоту и наказать нечестных владельцев и работников станций, сталкиваются с еще одной проблемой – несовершенством законодательства и очень маленькими штрафами.
Сегодня владелец, который регулярно обманывает своих клиентов, не доливая горючее, может получить штраф в размере 100 тысяч рублей. В это же время, прибыль от каждых недолитых 300 мл на 10 литров приносит прибыль в размере 150 тысяч рублей.
Прекрасно понимая несправедливость происходящего, представители закона разработали и включили в проект КоАП новый пункт. На днях весь документ опубликовали официально. Разберемся, что к чему.
Количество недобросовестных АЗС
Согласно данным Росстата, на сегодня порядка 19% из представленных на рынке точек были замечены в обмане своих клиентов.
Представители общественного контроля со своей стороны уверяют – данные некорректны. На самом деле регулярный обман практикует порядка трети всех АЗС. Причем грешат нарушением закона как мелкие компании, так и крупные сети.
Как обманывают
Способов обмана на АЗС существует несколько.
Нажатие на клапан заправочного пистолета раньше времени
Схема обмана в данном случае очень простая и примитивная. Если работник видит, что водитель не следит за колонкой и вышел из автомобиля только, чтобы оплатить горючее, заправщик немного раньше времени нажимает на клапан.
Вовремя зажатый клапан — это 0,5 л бензина, оплаченного, но так и не полученного клиентом
Данная схема раньше практиковалось часто. Сегодня она осталась только на заправках, расположенных вдали от населенных пунктов, не оборудованных системами видеонаблюдения и с небольшим потоком клиентов.
Перегиб заправочного шланга
Это еще один вариант того, как недоливают бензин на заправках. Он схож с преждевременным нажатием на клапан. В данном случае за счет перегиба часть топлива скапливается в шланге, и как только авто отъезжает, горючее сливают.
В качестве тайных покупателей выступают представители общественного движения, но по закону — это неправомочно
Обман на сдачу
В случае расчета клиента наличными операторы могут заявить об отсутствии мелких купюр и невозможности дать сдачу. В качестве альтернативы они предлагают водителю заправить бак на всю сумму.
Согласившись, автомобилист может не досчитаться ровно того объема, который должен был получить на сдачу.
Заправка топлива до отсечки
В рамках безопасности в современных колонках предусмотрена система отсечки. С ее помощью бензин перестает подаваться автоматически, как только бак залит полностью.
Остатки сливаются в заранее приготовленные канистры
Работник станции, как правило, в этот момент сразу убирает шланг из горлышка бензобака. А между тем в нем остается еще около 0,5 л горючего. Сразу после отъезда автомобилиста остатки топлива тоже можно слить.
Программы и вирусы
Все способы, перечисленные выше, были актуальны еще 10 лет назад. Сейчас с развитием автоматизации, они считаются примитивными. Крупные сети такими уловками не пользуются.
В данном случае все решает программа. По словам представителей Роспотребнадзора, это и есть самый популярный способ мошенничества. Чтобы сделать недолив контролируемым, умельцы заражают ПК и колонки специальными программными вирусами. В итоге, данные в чеке и показатели на колонке будут соответствовать друг другу, но в баке бензина окажется меньше, чем нужно.
Программное обеспечение АЗС предоставило доступ к точному и легко регулируемому способу обмана
Отследить эти моменты сложно. Согласно правилам, работники Роспотребнадзора должны согласовать проверку. Возможны случаи, когда сотрудники контролирующего органа приходят без предупреждения, но они в любом случае обязаны дождаться работника АЗС, осуществляющего заправку, и администратора.
Что делать, если обнаружили недолив
На самом деле способов того, как определить недолив бензина на АЗС, немного. Заправлять собственные канистры на многих заправках запрещено. Счетчики приборной панели авто также не ведут подсчет с точностью до мл.
Проверить самостоятельно недолив бензина с помощью своих емкостей водитель не имеет права
Если все-таки подозрения закрались, клиент вправе потребовать провести контрольный замер. Для этого представитель руководства заправки по требованию покупателя обязан предоставить специальный опломбированный мерник, соответствующий ГОСТу.
Топливо, которое используется для контрольного замера, всегда оплачивается тем, кто потребовал данную проверку. Если погрешность была обнаружена, водитель и представитель заправочной станции должны составить акт в двух экземплярах. Один бланк остается у администратора, второй передается водителю.
Мерники, соответствующие ГОСТу
Обнаружив факт недолива бензина на АЗС, вариантов куда жаловаться – два. Вместе с письменным заявлением автомобилист должен направить подписанный акт в прокуратуру или Роспотребнадзор.
Нередко бывает, что представители АЗС отказывают в предоставлении мерника. В этом случае водитель также имеет право позвонить в полицию или Роспотребнадзор и заявить об этом факте.
Если же обманутому клиенту удастся доказать факт недолива, согласно закону, он имеет право получить недолитый объем горючего либо соответствующую ему материальную компенсацию.
За топливо для контрольного замера платит водитель
С учетом того, что максимальный объем недолива может составлять 1,5 л на 10 л, связываться с подобной процедурой хотят далеко не все. Тем более, что сейчас владельцы автозаправочных станций не наглеют. С каждых 10 л воруется примерно 300 мл бензина, хотя законом допускается всего 25 мл в качестве погрешности.
Штрафы увеличат
Даже если Роспотребнадзор нагрянет и удастся доказать факт того, что данная автозаправочная станция недоливает бензин, размер штрафа смехотворный. Максимальная сумма на сегодня составляет 100 тысяч рублей.
Согласно новому КоАП, эти цифры будут пересмотрены. Уже с 1 января 2021 года нечистых на руку предпринимателей будут штрафовать на сумму в размере 1% от выручки за предыдущий календарный год либо конкретный период времени. При этом минимальная сумма штрафа также указывается. Она будет составлять 500 тысяч рублей.
Суммы штрафов сейчас малы. Даже погасив взыскание, нерадивые заправщики все равно остаются в плюсе
По мнению специалистов, подобные штрафы – это только начало борьбы с недобросовестными заправщиками. Чтобы навести порядок на рынке, правительство должно узаконить процедуру «тайный покупатель».
Но сегодня проверять АЗС таким образом запрещено. Представители органов обязаны предупреждать об этом работников и администрацию заправочной станции.
Как водители могут обезопасить себя
Несмотря на распространенное количество рекомендаций, фактически водитель остается незащищенным перед недобросовестными владельцами станций.
Роспотребнадзор обязан предупреждать о проверках
Поскольку стандартом проверки для организаций являются 10 л, погрешности в таких объемах если и есть, то они минимальны. Если водитель очень не хочет быть обманутым, ему рекомендуют заправляться чаще и по 10 л.
[totalpoll id=»10501″]
Итоги
- Число недобросовестных АЗС, не доливающих топливо, сегодня составляет примерно 30%.
- Доказать факт обмана сложно. Недолив осуществляется с помощью специальных программ.
- Согласно новой редакции КоАП, 1 января 2021 года штраф для недобросовестных владельцев станций возрастет с максимальных 100 тысяч до минимальных 500 тысяч рублей.
https://www.youtube.com/watch?v=mICsJzPREV8
А вы сталкивались с недоливом на АЗС?
Как вам статья?
Как поймать заправщика на недоливе
Правительство всерьёз озаботилось проблемой недолива топлива на российских АЗС, которым грешит примерно пятая часть заправок. Средняя степень недолива — 5%.
Чтобы убить проблему в корне, новый КоАП (с 2021 года) предусмотрит так называемые оборотные штрафы в размере 1% от суммы выручки АЗС за целый год, но не менее 500 тысяч рублей.
Это хорошие новости, но можно ли поймать АЗС на недоливе сейчас?
Символические штрафы
Оборотные штрафы уже действуют для АЗС, которые торгуют некачественным топливом (статья 14.43.1 КоАП), но проблема недолива остаётся именно потому, что наказание за «обвес» покупателей по меркам нефтяного бизнеса символическое. Так, сотрудников или руководство АЗС могут привлечь по статье 14.
7 КоАП «Обман потребителей», что в худшем случае грозит штрафом 50 тысяч. В ход может пойти часть 1 статьи 19.19 КоАП за нарушения единства измерений, но и тут максимальный штраф — 100 тысяч рублей на юрлицо.
Если недолив составляет, скажем, 5%, для более-менее «живой» АЗС такие суммы отобьются за сутки работы.
Что считается недоливом
Точность колонок на АЗС проверяют двумя мерниками объемом 5 или 10 литров, а допустимый разбег показаний — до 0,25% (то есть 25 мл на 10 л). Небольшой объем мерников открывает поле для манипуляций, ведь автомобилисты чаще покупают более 10 литров, а точность на этих объемах не контролируется. А «навар» с заправки 50 литров куда больше, чем с 5 литров.
Рейды с уведомлением
Проверка АЗС почти бессмысленна из-за необходимости уведомлять менеджмент заправки за 3 дня до мероприятия и ограничения на количество проверок — не чаще раза в три года. Особняком стоят внеплановые проверки после обращения покупателей, но это нечастая ситуация. Например, за первое полугодие 2019 года Росстандарт получил всего 200 жалоб на недоливы и 350 жалоб на некачественное топливо.
Вместе с Минпромторгом Росстандарт продвигает инициативу, которая сделает возможной работу в режиме «тайного покупателя». Не исключено, что разрешат контроль недоливов на больших объемах, что особенно важно, например, для грузовой техники: там заправки может измеряться сотнями литров.
Как выявить недолив сейчас
В 2019 году доля АЗС, недоливающих топлива, составила без малого 20%. И это лишь официальные данные с учётом указанных выше ограничений — проще говоря, доля совсем зарвавшихся или непрофессиональных заправщиков. Сколько именно недоливают скрытым образом — остаётся только гадать.
Выявить недолив не так просто, как кажется на первый взгляд. Топливомеры автомобилей не отличаются высокой точностью, поэтому ориентироваться на них почти бесполезно.
У некоторых автомобилей в бортовом компьютере есть возможность посмотреть остаток топлива в баке с точностью до литра, но это позволяет увидеть только более-менее значительный недолив.
Гостовские миллилитры так всё равно не поймать.
Бесполезно ориентироваться и на объем топливного бака.
В паспорте автомобиля всегда указана его вместимость, но без учёта горловины и всевозможных «спецэффектов», например, температурных колебаний топлива.
Если вы заливаете бензин зимой, из резервуара он поступает с температурой в районе 0 градусов. Охлаждаясь, скажем, до минус 30 градусов, 50 «тёплых» литров бензина превращаются в 48 «холодных».
Поэтому автомобилисты могут поймать разве что совсем свинский обман. Умные «недоливщики» устанавливают границу, которая не слишком бросается в глаза, скажем, до 5% на больших объемах. Через АЗС проходят десятки тонн топлива в день, и даже 1% недолива — это, сотни литров неучтённого «осадка».
Многие «чувствуют» недолив по расходу топлива, но и здесь есть много тонкостей. Например, нормативы на бензин вполне официально допускают разбег по плотности топлива с 725 до 780 г/л.
Заправляемся мы в литрах, но система управления двигателем отмеряет его в килограммах, и разбег по плотности сказывает на литровом расходе топлива: если взять граничные значения, то разбег будет 10,0 л и 10,8 л/100 км для «лёгкого» и «тяжёлого» бензина.
К этому можно добавить не всегда одинаковую теплотворную способность бензинов в зависимости от сырья и метода переработки.
Почему недоливают АЗС
Самая очевидная причина — корысть. В прошлом году ФСБ выявила схему, которая позволяла недоливать топливо на десятках АЗС по всей стране: для этого использовался заражённый «софт». Недолив может быть как системным, то есть одобренным на уровне владельцев АЗС, так и «местечковым», когда инициативу проявляются работники заправки.
Крупные сети АЗС, как правило, заботятся о том, чтобы доступ к «железу» и программному обеспечению колонок имели лишь проверенные люди, в том числе, чтобы исключить воровство сотрудниками станций в свою пользу. Однако какой именно недолив «запрограммирован» изначально для заправок больших объемов — сказать сложно.
Никто просто не занимается такими проверками и наказание в любом случае ничтожно.
У АЗС есть мотивация недоливать, в том числе, из-за искусственного ограничения цен на топливо, которое работает в России с лета прошлого года. У небольших АЗС причин ещё больше и репутационные риски для них ниже.
Помимо умысла могут быть и технические сбои, потому что мерное оборудование изнашивается, требует регулировки, имеет собственную погрешность. Колонка может недоливать из-за банальных паровых пробок (характерно для старых АЗС).
Как наказать АЗС
В случае совсем грубых недоливов лучше сразу обратиться к менеджменту заправки и потребовать возврата денег. После этого стоит подать жалобу в Роспотребнадзор и Росстандарт — последний учитывает такие сообщения при формировании плана проверок.
К сожалению, доказать недолив и добиться возврата денег без добровольного согласия АЗС в России практически невозможно. Процедура доступна лишь официальным лицам, а при «гражданской» заправке единственным критерием истины является топливомер самой ТРК.
Пока лучшим способом борьбы с недоливами является игнорирование АЗС, которую вы заподозрили в таких деяниях. Иногда невредно посчитать, сколько именно обходится километр пробега при заправке топлива на разных АЗС — не самое дешёвое топливо самое экономичное.
Сделать это можно так: выбираете критерий «пустоты» бака (например, включения предупреждающей лампочки), заправляетесь, сохраняя чек, и засекаете пробег до следующего включения индикатора.
Делите сумму на чеке на количество пройденных километров и получаете стоимость километра — для легковушек сегодня это порядка 3,5−5 рублей с километра. Этот способ учитывает всё: и недоливы, и разную плотность топлива, и его качество.
Кстати, для некоторых иномарок езда на бензине АИ-92 не несёт экономической выгоды: расход топлива возрастает слишком сильно.
Новости авто: 5 приемов, которые уменьшат перерасход горючего
На колесах: 10 причин мужской любви к механике
Миллионный штраф: заправщиков покарают за недолив — Газета.Ru
Штрафы от 500 тыс. рублей до 1% годовой выручки могут ввести в России за недолив топлива на заправках. Наказание может быть включено в новую редакцию КоАП, вступающую в силу с 2021 года. Депутаты Госдумы должны были рассмотреть законопроект еще в мае, но тогда его вернули в Минпромторг «для анализа на соответствие концепции».
Недолив топлива на автозаправочных станциях (АЗС) могут наказывать оборотными штрафами. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на Министерство промышленности и торговли РФ.
Штраф в размере 1% от выручки АЗС за прошедший год, но не менее 500 тыс. рублей, вероятно, включат в новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Ожидается, что она вступит в силу с 2021 года.
Соответствующий законопроект должны были внести в Государственную думу на эту осеннюю сессию, однако в мае документ вернули Минпромторгу. Причиной тому стала необходимость проанализировать законопроект о штрафах на соответствие концепции нового КоАП.
Ранее стало известно, что Росстандарт подготовил серьезные меры для борьбы с недоливом топлива — новый ГОСТ. Проверяться будет не конкретная колонка, а ее работа как системы, в том числе ее связь с оператором-кассиром. Контролеров при работе методом тайного покупателя вооружат скрытым прибором, который сможет «ловить» недолив на уровне 1%.
«Существуют и внеплановые проверки по фактам «недолива», но они проводятся в случае обращения гражданина с жалобой на конкретную АЗС и только с согласия Генпрокуратуры.
Поэтому приходится признать, что на сегодняшний день наши руки связаны в этой части надзора.
Шансов поймать нарушителей за руку немного, когда есть «кнопка», которая недолив в нужный момент отключает», — заявил глава надзорного ведомства Алексей Абрамов.
В начале осени Росстандарт сообщил, что доля фальсифицированного и суррогатного горючего на российском рынке составляет 9% — около 6 млн тонн. Кроме того,
почти на каждой пятой (19%) автозаправке в России топливо недоливают. Почти на каждой десятой заправке обнаружены некачественный бензин и дизельное топливо.
Проверка на соответствие качества топлива показала, что в первом полугодии 9% заправок (33 случая из 366) не соответствовали нормам. Как пояснили в ведомстве, тесты проводились и в крупных сетях, принадлежащих нефтяным корпорациям, и на небольших независимых заправках.
Претензий в адрес заправок все больше — по сравнению с 2018-м годом жалоб выдвинули на 36% больше потребителей.
С начала 2019-го Росстандарт получил от населения около 200 жалоб на недолив и около 350 — на плохое качество горючего. При этом за девять месяцев 2018 года таких жалоб было 404.
Между тем спрос на бензин в России снизился на рекордный 1%. Эксперты полагают, что тенденция объясняется не высокими ценами на бензин, а снижением реальных доходов населения.
Автомобиль стал «весьма дорогим удовольствием». Машина требует затрат на штрафы, техобслуживание и содержание. В результате россияне пересаживаются на такси и общественный транспорт. Некоторые автомобилисты переходят на более дешевый газ.
При этом почти 50% россиян считают, что цены на бензин слишком высоки, и из-за этого машиной приходится пользоваться реже. Об этом свидетельствуют данные сентябрьского опроса ВЦИОМ.
Среди других причин — дороговизна в обслуживании авто, выплата страховки и налогов, попытки сэкономить средства, пробки, забота о природе и плохое состояние дорог.
Реальные располагаемые доходы (доходы после выплаты всех обязательных платежей и с поправкой на инфляцию) в последние годы не растут — в отличие от цен на бензин, из-за чего в 2018 году государству пришлось прибегнуть к регулированию через договоренности с нефтяными компаниями. В прошлом году реальные доходы сократились на 0,2%. В 2017-м речь шла снижении на 1,2%, в 2016-м показатель упал на 5,8% в реальном выражении, в 2015-м — на 3,2%, а в 2014-м — на 0,7%. В 2019 году Минэкономразвития прогнозирует рост на 0,1%.
Летом 2019-го года президент России Владимир Путин говорил о возможности умеренного повышения цен на автомобильное топливо, так как серьезное ограничение роста стоимости бензина и дизеля в стране будет тормозить развитие нефтеперерабатывающей индустрии. Сейчас цены на топливо растут ниже уровня инфляции, а правительство держит ситуацию под контролем, заверил российский лидер.
«Совсем завинтить, задушить — это очень опасно, потому что тогда не будут вкладывать средства в предприятия по переработке нефти, и это в какой-то момент может дать очень большой всплеск цен», — подчеркнул Путин.
По данным Росстата, только за неделю 8-14 октября цены на бензин выросли в 20 регионах, больше всего – на 0,2% — в Калуге и Петрозаводске. В Москве и Петербурге этот показатель составил 0,1%. Так, на АЗС в Москве 92-й бензин стоил от 38,90 до 44,16 рубля, марки АИ-95 – от 41,90 до 49,25 рубля, марки АИ-98 – от 48,60 до 54,83 рубля за литр.
Азс будут штрафовать за недолив бензина на миллионы рублей
Минпромторг России предложил ужесточить административную ответственность компаний, владеющих автозаправочными станциями (АЗС), за недолив топлива на заправках. Об этом журналистам сообщил глава министерства Денис Мантуров. Чиновник сообщил, что решено установить за такие действия работников АЗС административный штраф в размере 1% от выручки автозаправки за предыдущий год:
Сейчас подготовлен законопроект об ужесточении административной ответственности и за такие нарушения. Если его примут, штраф за недолив топлива составит 1% от выручки АЗС за предыдущий год, но не менее 500 тысяч рублей. А за повторное нарушение — уже 3%, но не менее двух миллионов рублей.
Такие меры по мнению чиновников, необходимы для борьбы с проблемой массового недолива бензина на автозаправочных станциях. Такая волна накрыла всю территорию России в последнее время, на фоне подорожавшего топлива.
Недолив бензина увеличивается
В интервью изданию «Комсомольская правда» министр рассказал, что автомобилисты постоянно жалуются на АЗС, а большинство обращений поступает именно по поводу недолива бензина:
Только в ЦФО из общего количества претензий к АЗС жалобы на недолив составили в 2016 году 21,6 %, а в 2017-м — уже 46,2%.
Кроме того, ФАР в начале июля 2018 года опубликовала свое исследование, из которого следует, что недолив топлива в на АЗС в баки автовладельцев происходит примерно на 76% автозаправок.
Поскольку средняя погрешность составляет около 5% от фактически приобретенного покупателем топлива, то и реальная цена бензина получается дороже.
И если на ценниках АЗС написано: 44–45 рублей за литр топлива, то его фактическая стоимость получается около 55 рублей. Кроме того, эти дополнительные доходы никому не подконтрольны.
Чиновник напомнил, что в России уже действуют административные штрафы, рассчитываемые от оборота нарушителя. В частности, так наказывают за нарушение физико-химических характеристик топлива. Мантуров привел статистику, что за первые пять месяцев этого года министерство уже зафиксировало случаи разбавления бензина другими жидкостями на 50 российских АЗС.
Автозаправщики не видят проблемы
В свою очередь, Российский топливный союз прокомментировал ситуацию с массовым недоливом топлива по стране.Там не считают, что это тенденция рынка, поэтому и не одобряют введение карательных мер. Первый вице-президент Российского топливного союза (РТС), президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин прокомментировал ситуацию так:
Это частные случаи, а не тенденция сегодняшнего рынка розничной продажи нефтепродуктов. К сожалению, то, что выявила ФАР, имеет место. И это является наследием, доставшимся нам от Советского Союза.
Владелец автозаправочной станции не заинтересован в том, чтобы автовладельцу не доливали. Это чаще происходит на уровне оператора, мастера. Я знаю ситуацию изнутри. Знаю, как владельцы компаний уделяют этому большое внимание, этим занимаются службы безопасности.
Но там, где есть возможность где-то что-то взять, «наши» люди это делают.
Поэтому, по мнению бизнесмена, решить проблему можно собственными силами АЗС при поддержке автовладельцев. Кстати, последние опасаются, что введение таких крупных штрафов отразится на цене топлива. А ведь действие пониженных тарифов скоро заканчивается, до января 2019 года остается всего 4,5 месяца.