Госдума одобрила закон о безнадежной задолженности
Всем привет! Сегодня хочется поговорить о том, что ждет должников банков в 2021 году и спишут ли им долги.
- На какие акции стоит обратить внимание в 2021 году
Не так давно в эфире канала Россия 1 прозвучала информация о долгах жителей страны банкам и МФО. Согласно озвученным официальным данным, объем закредитованности населения достиг 15 трлн рублей.
Некоторые эксперты считают, что официальная сумма долга российских заемщиков немного занижена. По их выкладкам задолженность россиян кредитным организациям России превышает 17 трлн рублей. Это огромная сумма – она практически равна годовому бюджету страны.
Доходная часть бюджета РФ в 2019 году составила примерно около 19 трлн рублей, расходная – 18,5 трлн. Получается, что в долгах у россиян приблизительно еще один бюджет страны.
В связи создавшимся положением, активно муссируются слухи о предстоящем списании долгов по кредитам для физических лиц в 2020 году и принятии так называемой кредитной амнистии. Такая программа действительно существует.
Однако не в виде закона. Часть ее положений начали действовать в этом году, а с начала следующего, 2020 года, вступит в силу еще ряд изменений.
Что будет с заемщиками страны и можно ли списать долги по кредитам мы расскажем в сегодняшней публикации.
О списании долга
Государственная программа кредитной амнистии направлена на изменения в законах, которые регулируют отношения финансовых организаций, предлагающих услуги кредитования, с заемщиками страны(физическими и юридическими лицами),получающими такие услуги.
Целью этой программы названо усовершенствование законов в сфере кредитования. В последнее время в стране возникла нестабильная экономическая ситуация. В связи с ней большое число заемщиков стало испытывать сложности с возвратом кредитных средств.
Кредитные организации, пользуясь тем, что законодательство не регулировало начисление штрафов и пеней по просрочкам, поставили большое число заемщиков в сложное положение.
Перспективы возврата задолженности по кредитам у таких должников практически отсутствуют.В первую очередь, сложившаяся обстановка вызвана огромными штрафными санкциями за просрочки.
Решить проблему на законодательном уровне пытались и ранее. В Государственной Думе в разное время от различных партий регистрировались проекты, которые могли бы разрешить ситуацию с проблемными кредитами. Однако проекты законов так и остались проектами.
Сегодня в действующее законодательство, регулирующее кредитные отношения,решено внести изменения, касающиеся:
- размеров процентных ставок по займам для частных клиентов;
- начисления штрафов и пеней;
- условий микрозаймов в МФО;
- процесса продажи долга факторинговым компаниям.
Проще говоря, изменения в законах списания долга не предусматривают, а лишь создают должнику условия для погашения задолженности с помощью смягчения штрафов за нарушение кредитных обязательств.
О вступлении в силу изменений в законах о кредитовании населения
В основном изменения внесены в Федеральные Законы«О потребительском кредите (займе)» и «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Начиная с 2020 года, ежедневная процентная ставка потребительского кредита или микрозайма не может быть установлена более 1% кредитной суммы. Помимо этого, как только задолженность по кредиту превысит тело займа в 1,5 раза, штрафные санкции начислять запрещено.
Текущий год обозначен, как переходный период,Закон предусматривает несколько этапов уменьшения предела накопления долгов. Они наглядно представлены в следующей таблице:
Что касается микрозаймов МФО, с 31 июля 2019 года для микрокредитов на сумму до 10 тыс. ₽, выданных на период 15 дней, неустойка по просрочке не должна превышать 0,1% взятой суммы. Как только сумма штрафов достигнет 30% тела кредита, начисление штрафных санкций прекращается.
Амнистия со стороны банков
Ситуация, в которой должник прекращает выплачивать задолженность, крайне невыгодна банковским организациям. Поэтому финансовые учреждения готовы идти навстречу добросовестным клиентам, которые попали в тяжелое финансовое положение.
- Процедуры для снижения кредитной нагрузки должника, предлагаемые банками, также становятся некоторой кредитной амнистией для заемщиков.
- Акции со стороны банковских организаций не регулируются новым законом, а проводятся по инициативе кредитора либо по просьбе заемщика.
- При этом у заемщика должны быть уважительные причины невыполнения кредитных обязательств. Таковыми считаются:
- потеря работы не по вине клиента;
- тяжелое заболевание или получение группы инвалидности, не позволяющие работать на прежнем месте;
- появление лиц, находящихся на обеспечении заемщика.
Мероприятия со стороны банковского учреждения предоставляют добросовестному должнику комфортные условия для погашения проблемного займа. При этом не страдает качество кредитной истории и уровень кредитного рейтинга заемщика.
Нюансы кредитования пенсионеров
Большая часть российских банков неохотно выдают кредиты физическим лицам, находящимся на пенсии. В банковских организациях, кредитующих ту категорию заемщиков, при оформлении займа существуют некоторые особенности. К ним относятся:
- ограничения по сумме и периоду действия займа, а также по возрасту претендента на получение;
- условие обязательного оформления страхового полиса;
- оформление кредита с поручителем или под залоговое обеспечение.
Особенности оформления кредитов пенсионерам в банках связаны со случаями не возвратов заемных средств этой категорией заемщиков.
При рассмотрении банковских исков в судах, последние отменяют все штрафные санкции кредитора, и обязуют заемщиков выплатить только основной долг и начисленные проценты.
Что будет с должниками в следующем году
В Новом году изменения в законы, регулирующие кредитование, по-прежнему будут вносить. Законодатели планируют:
- закрепить на законодательном уровне процедуру реструктуризации кредитов;
- внести в закон изменения, дающие должнику возможность реабилитироваться и восстановить кредитный рейтинг;
- регламентировать процесс и порядок списания безнадежных задолженностей, включая процедуру банкротства.
- Изменения, которые планируется внести в законодательство, дадут возможность заемщикам выполнять взятые по кредитному договору обязательства даже при наступлении форс-мажорных обстоятельств, а кредитным организациям позволят законно списывать безнадежные займы.
- Планируемые изменения позволят заёмщикам выполнять свои обязательства даже в случае непредвиденных финансовых проблем, а банкам и МФО списывать безнадёжные долги.
Реальность списания долгов по кредитам
Следовательно, списание долгов по кредитам возможно в двух случаях, которые предусматривает законодательство:
- при истечении срока давности;
- когда должник признан банкротом.
Однако после этого получение нового займа невозможно, поскольку все эти действия отразятся в кредитной истории. Процедура прощения долга возможна, только при заключении сделки между двумя физическими лицами, то есть для частного займа.
Подводя итоги
Информация в сети и некоторых средствах массовой информации о появлении «кредитной амнистии» в виде закона не соответствует действительности.
В таком случае банки понесут значительные убытки, а правительству придется искать деньги для их компенсации. Такое финансирование идет из бюджета страны, что в сложившейся экономической ситуации практически невозможно.
Это на сегодня все о том, что будет с должниками в новом году. Делитесь информацией в соцсетях, оставьте свое мнение об этой теме в х, подпишитесь на рассылку блога. До встречи, друзья!
Что такое кредитная амнистия?
Количество просроченных кредитов растет, а доходы россиян падают: об этом говорят все финансисты.
Причины проблем — эпидемия и последовавший за ней финансовый кризис, оставивший многих граждан без привычных доходов, сложности со здоровьем и другие факторы.
Все больше людей рассуждают, что амнистия кредитов в 2021-м — это реальный сценарий, а государство должно само возместить ущерб банкам. Разберемся, о чем речь и стоит ли надеяться на полное прощение задолженностей.
Содержание статьи
Что такое кредитная амнистия
Это списание задолженностей человека, который потерял возможность выплачивать обязательства. В России она частично возможна в рамках процедуры банкротства, при которой гражданина признают финансово несостоятельным.
Но при банкротстве списать могут не все и не полностью: поэтому мы и говорим о частичной возможности. В 2020 году в закон 127-ФЗ «О банкротстве» внесли изменения, которые позволяют признать человека банкротом во внесудебном порядке.
Это упрощает процедуру освобождения от обязательств, но она по-прежнему сопряжена с рядом ограничений и сложностей — об этом стоит помнить.
В каких случаях применяется
Амнистируют только людей, которые доказанно не имеют возможности справиться с кредитом другим способом. Это значит, что если человек может платить, а от выплат отказывается только по собственному нежеланию, то признать себя несостоятельным у него не получится.
Нужно соответствовать и другим обязательствам: размер задолженности от 50 до 500 тысяч, возможность доказать свою финансовую несостоятельность, отсутствие умысла не платить. Все это порой требует дорогостоящего обращения к юристам.
Впрочем, СМИ поговаривают про закон об амнистии в 2021 году, который позволит списать задолженности без банкротства, но пока что эта информация на уровне слухов.
Что делать, если нечем платить кредит?
Как люди избавляются от задолженностей
Люди надеются, что кредиты «сгорят» в 2021 году, потому что государство введет законопроект об амнистии. Но, скорее всего, речь будет идти о расширении уже существующих возможностей.
Эти возможности — кредитные каникулы, реструктуризация и рефинансирование имеющихся кредитов и, наконец, процедура банкротства: к ней прибегают в крайнем случае.
Но ни один из этих способов не подразумевает полного списания задолженностей без необходимости что-то платить — их нельзя назвать амнистией.
Кредитные каникулы
Это отсрочка выплат по кредиту на период, пока человек не может платить. Такие программы есть у большинства банков и иных кредиторов, а в 2020 году государство реализовало программу официальных кредитных каникул для некоторых групп населения. Впрочем, для подтверждения отсрочки нужно было отвечать ряду критериев: просто так перестать платить нельзя.
Обычно, если у человека хорошая кредитная история, раньше он не допускал просрочек и не сталкивался со штрафами, кредиторы идут ему навстречу в предоставлении кредитных каникул. Это способ для тех, кто столкнулся со временными трудностями и уверен, что решит их в течение короткого срока.
Это не амнистия, не списание кредита: платить по обязательствам все равно придется, но с отсрочкой.
Реструктуризация и рефинансирование
Реструктуризацией называют изменение условий по кредиту, например, уменьшение месячной выплаты одновременно с увеличением срока. Это вариант для тех, кто знает: проблемы затянутся надолго, а платежеспособность упадет на многие месяцы. Рефинансирование же — возможность перекрыть один кредит другим, с более выгодными условиями.
Предыдущие обязательства при этом гасятся в счет нового кредита. Рефинансированием пользуются и люди без просрочек, чтобы сделать выплаты выгоднее: сейчас ставки ниже, чем 10 лет назад, а условия мягче. Такие программы обычно предоставляет сам банк: стоит поговорить с кредитором о возможности реструктуризации или рефинансирования.
Кстати, перекредитоваться можно и в другой кредитной организации, если она предлагает более выгодные условия.
Банкротство
Физическое лицо имеет право признать себя банкротом: это длительная юридическая процедура, которой пользуются, когда возможности выплатить всю задолженность нет.
Во время банкротства на счета человека и на его возможность совершать сделки накладывают ограничения, а после процедуры он обязан сообщать о признании себя банкротом в течение 5 лет при обращении в банки за кредитами.
На несколько лет теряется возможность занимать руководящие должности и быть учредителем в компаниях. Кредиты во время банкротства погашаются за счет:
- имущества заемщика, кроме единственного жилья и нужных для жизни предметов;
- реструктуризации под контролем государства, если у заемщика есть доходы.
Если ни того, ни другого у человека нет, часть задолженности спишут — это можно назвать частичной амнистией. Но процедура влечет за собой серьезные ограничения и траты — пользоваться ею выгодно далеко не всегда. Иные способы справиться с кредитом нередко оказываются проще и надежнее.
Рекомендуем: Как найти работу с хорошей зарплатой?
Стоит ли надеяться на кредитную амнистию
Не стоит. Амнистия в настоящее время возможна только частично, в рамках процедуры банкротства, а она не всегда выгодна для самих заемщиков, ее проведение требует времени и денег.
Проверять изменения и следить за законодательством нужно, это может помочь быстрее погасить кредиты, но надеяться на авось и прекращать выплаты точно не стоит.
Сегодняшние возможности избавиться от задолженностей — отсрочки и банкротство — лучше использовать только в критических ситуациях, когда без крайних мер не обойтись. А если обстоятельства позволяют платить по кредиту, лучше оставаться ответственным.
В крайнем случае можно прибегнуть к реструктуризации или рефинансированию: кредиторам выгоднее пойти заемщикам навстречу. Например, представители ЭОС всегда готовы помочь клиентам разработать индивидуальный гибкий график выплат. Если вы испытываете сложности, обратитесь к кредитору: возможно, проблему можно решить без радикальных мер.
Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем.
- ШАГПозвоните на номер анонимной линии ЭОС 8 800 775 02 04
- ШАГПолучите консультацию специалиста
- ШАГВыберите оптимальный способ погашения задолженности
«Кредитная амнистия»: в Госдуме предлагают списать россиянам долги перед банками
Впрочем, в последнее время в стенах Государственной думы все чаще звучат призывы помочь гражданам выбраться из долговой ямы, причем, сделать это предлагается самым радикальным образом – полностью списав россиянам долги по кредитам, проведя так называемую «кредитную амнистию».
О так называемой «кредитной амнистии», которая предполагает списание всех долго граждан России перед банками, в Государственной думе говорят уже не в первые, но в этот раз парламентарии, судя по всему, настроены как никогда серьезно. Так, накануне с предложением о проведении в России «кредитной амнистии» выступил лидер думской фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов, выступив за списание россиянам долгов по кредитам перед банками.
«Мы уже неоднократно говорили о том, что нужно запретить деятельность микрофинансовых организаций, полностью ликвидировать коллекторские агентства и прочие организации, которые преступными методами выбивают у людей эти долги», — эмоционально высказался политик, подчеркнув, что россияне в последнее время обращаются за кредитами вовсе не от хорошей жизни, а, напротив, от большой нужды.
Примечательно, что ранее с похожим предложением выступил лидер парламентской фракции ЛДПР Владимир Жириновский, предложивший государству пойти на беспрецедентный шаг и списать россиянам около 40 миллиардов рублей задолженности перед МФО.
А депутат от фракции ЛДПР Борис Чернышов, в свою очередь, предлагал властям освободить от кредитных долгов хотя бы молодые семьи в возрасте до 30 лет.
По идее депутата, государство могло бы списать этой категории граждан долги по кредитам, взятым на оплату обучения, покупки первого жилья или автомобиля.
Не менее интересной выглядит и позиция нового российского премьера Михаила Мишустина, который во время выступления перед парламентариями откровенно не поддержал идею Жириновского.
«Списание долгов спровоцирует целую волну банкротств, а те люди, которые совсем в этом не виноваты, рискуют потерять деньги в банках. Я вообще негативно отношусь к любым списаниям», — заявлял тогда еще глава Федеральной налоговой службы Мишустин.
Иными словами, содействия от нового премьера в вопросе «кредитной амнистии» в России, идею которой все активнее продвигают парламентарии, ожидать не приходится.
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен» и будьте в курсе самых интересных и общественно значимых событий и мнений.
Закон о списании долгов по ЖКХ в 2021 году – официальный текст проекта «коммунальной амнистии»
В Госдуму рассматривается законопроект 738681-7, в котором предлагается новая процедура списания безнадежных долгов по ЖКХ. Документ, разработанный группой депутатов от ЛДПР, уже прозвали новым законом о «коммунальной амнистии», хотя на деле он таковым не является. Речь идет о внесении изменений непосредственно в Жилищный кодекс Российской Федерации.
Закон о списании долгов по ЖКХ в 2021 году имеет все шансы быть принятым, однако не стоит рассчитывать на «прощение» всей задолженности.
Фактически депутаты предлагают закрепить на высшем законодательном уровне (в Жилищном кодексе РФ) порядок списания нереальной ко взысканию задолженности.
В статье приведем обзор данного законопроекта с учетом действующего законодательства, текста самого документа, пояснительной записки, подготовленной инициативной группой, и правоприменительной практики.
Помощь юристов:
Бесплатно по России: 8 800 301-82-97
Уважаемые читатели!Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!
Что предлагается
Законопроект, разработанный и предложенный депутатами Госдумы Ярославом Ниловым, Алексеем Диденко, сенаторами Сергеем Леоновым и Иваном Абрамовым предполагает внесение поправок в текст Жилищного кодекса Российской Федерации. Инициативная группа предлагает внести в него статью под номером 155.1.
Что предлагают депутаты? Установить обязанность поставщиков ресурсов по признанию части задолженности нереальной ко взысканию, что является основанием для ее списания.
Критерии, при наличии которых долг признается безнадежным, в рамках данной нормы:
- задолженность по жилищно-коммунальным платежам;
- долг числится за гражданами, физическими лицами;
- уплата или взыскание долга невозможны, так как судом принято соответствующее решение: отказ в иске, либо определение об отказе в восстановлении пропущенного срока для подачи в суд заявления о взыскании задолженности.
То есть, предлагается признавать нереальной ко взысканию только долги физических лиц, по которым истек установленный законом срок исковой давности. В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса РФ в отношении требований о взыскании просроченной оплаты жилищно-коммунальных услуг действует общий срок исковой давности (срок для предъявления требований в суд) в три года.
Таким образом, депутаты предлагают коммунальщикам списывать долги граждан, по которым не производилась оплата должниками более 3 лет подряд и самими заинтересованными лицами не предпринималось действий по взысканию задолженности через судебные органы. Так как данные действия являются основанием для перерыва в течении срока исковой давности в соответствии со ст.ст. 203-204 Гражданского кодекса РФ.
Обращение с ТКО с 1 января 2019 года – что это за графа в квитанции ЖКХ
Обоснование законопроекта
Фактически предлагаемая норма не является какой-либо новацией. И тем более она не предлагает проводить автоматическое списание долгов с истекшим сроком давности.
То есть, в законопроекте речи о «коммунальной амнистии» не идет, это явное преувеличение.
«Амнистия» по долгам за ЖКХ со сроком давности более трех лет предполагала бы безусловное их прощение, но такие поправки не обсуждаются в рамках данного законопроекта.
В пояснительной записке авторы законопроекта указывают на сложившуюся практику применения закона ресурсоснабжающими и управляющими компаниями в сфере взыскания задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Ежегодно растут официальные долга россиян перед коммунальщиками, сейчас общая задолженность оценивается примерно в триллион рублей. На оплату счетов управляющих компаний граждане тратят значительную часть своего дохода, однако долги только растут. Депутаты и сенаторы, выступившие с законодательной инициативой, указывают на одну из причин, почему складывается такая ситуация.
В судебные органы подается значительное число исковых заявлений о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
При этом управляющие компании предъявляют ко взысканию задолженность за периоды и за пределами сроков исковой давности. Кончено, большинство граждан знает о существовании такого понятия как срок исковой давности.
После подачи ходатайства о его применении суды частично отказывают в иске и не взыскивают долги за соответствующие периоды.
Однако управляющие компании на практике продолжают включать в платежные документы такие долги, даже если по ним уже есть отказные решения судов. Причем они также насчитывают пени на сумму задолженности. По мнению авторов законопроекта, эти действия приводят к нарушению прав граждан.
Обосновывая свое решение управляющие компании указывают, что действующими нормативными актами в сфере ЖКХ не установлена обязательность списания долга по основанию пропуска срока исковой давности. Поэтому внесение поправок в ЖК РФ призвано разрешить коллизию в правовых актах и дополнить их необходимой нормой.
Рассмотрение законопроекта
Законопроект внесен в Государственную Думу 26.06.2019г. зарегистрирован за номером 738681-7. В этот же день он направлен на рассмотрение в комитет Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. Пока неизвестно когда он будет вынесен на обсуждение.
Будет ли списание долгов по ЖКХ в 2021 году? Новый закон говорит о коллизии правовых норм, технических проблемах списания, когда уже есть решение суда. Поэтому даже одобрение законопроекта не будет началом введения амнистии по делам о задолженности за коммуналку.
Правовое значение законопроекта
В случае, если законопроект будет принят, долги, не взысканные в течение установленного срока исковой давности, не будут списаны автоматически. Согласно текста проекта для этого необходим судебный акт: решение или определение. То есть, еще раз: никакой амнистии этот документ не предусматривает. Списание безнадежных долгов по ЖКХ без суда в нем не предусмотрено.
Также принятие обсуждаемых поправок в ЖК РФ не означает, что за коммунальные услуги не надо будет платить вообще, управляющие организации не лишаются права подавать иски, и в случае, если они будут предъявлены в течение установленных 3 лет, скорее всего, заявленные долги будут взысканы в полном объеме. Речь в законопроекте №738681-7 идет только об установлении того факта, что долг, по которому суд отказал во взыскании по причине пропуска срока исковой давности, должен признаваться безнадежным самой управляющей компанией и всеми заинтересованными лицами.
Скачать текст законопроекта о списании долгов по ЖКХ можно здесь, а пояснительной записки — здесь.
Помощь юристов:
Бесплатно по России: 8 800 301-82-97
Уважаемые читатели!Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!
Законопроект о списании безнадежных долгов по ЖКХ дошел до Госдумы
Сенаторы Сергей Леонов и Иван Абрамов совместно с группой депутатов внесли в Госдуму законопроект, дополняющий Жилищный кодекс статьей о признании задолженности по жилищно-коммунальным платежам (ЖКХ) свыше сроков исковой давности безнадежной к взысканию.
Долги россиян по оплате жилищно-коммунальных услуг предлагается считать безнадежными, если они возникли в период свыше трех лет. Это решит проблемы десятков, а то и сотен тысяч россиян, которые никак не могут списать долги, фактически не подлежащие взысканию, пояснил Леонов «Парламентской газете».
Если законопроект будет принят, то управляющие компании (УК) больше не смогут включать в платежки старые долги и им придется более оперативно обращаться в суды с исками. В настоящее время неплательщики часто тянут с оплатой годами, а во время разбирательств признают и оплачивают лишь ту часть долга, которая не старше трех лет. В результате между ними и УК возникает неразрешимый конфликт.
«Суды отказывают по таким искам, потому что у них нет законодательной базы для принятия решения о том, чтобы обязать управляющую компанию списать долг с истекшим сроком давности. А мы этим законопроектом как раз даем эту базу», — подчеркнул Леонов.
С точки зрения управляющих компаний законодательные новшества выглядят явной несправедливостью, и это мнение разделяют в Торгово-промышленной палате РФ.
«А кто это все должен закрывать? Ведь у нас сегодня долг в первую очередь не от ресурсоснабжающих организаций, а от собственников квартир, которые в полном объеме не заплатили за услуги ЖКХ», — заявил РИА Новости председатель комитета палаты по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков.
По данным «Российской газеты», за год сильнее всего задолженность населения по услугам ЖКХ выросла в Московской, Челябинской, Свердловской областях и Дагестане. Однако с учетом предыдущих лет больше всего недоплачивают жители Чукотки, Ингушетии, Мурманской области, Камчатского края и Республики Коми.
В марте 2019 года глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев заявил, что большинство россиян переплачивают за коммунальные услуги примерно в два раза, потому что в 2/3 регионов тарифы завышены. Чтобы решить проблему переплаты за услуги ЖКХ, ФАС подготовила законопроект об основах тарифного регулирования, который увяз в согласованиях в коридорах власти.
Напомним, предложение простить россиянам безнадежные долги в Госдуме начали обсуждать в начале года, тогда это было связано с резонансным случаем списания жителям Чечни 9-миллиардного долга за газ в судебном порядке.
Обращения в прокуратуру о списании населению долгов за газ направили депутаты целого ряда региональных органов власти, включая Башкирию, Чувашию, Смоленскую, Свердловскую области и Красноярский край, но сходу решение принято не было.
ааОбаДбаМаА аОаДаОаБбаИаЛаА аВаО II ббаЕаНаИаИ баАббаИбаЕаНаИаЕ аПаЕбаЕбаНб аБаЕаЗаНаАаДаЕаЖаНбб аДаОаЛаГаОаВ аПаЕбаЕаД аБбаДаЖаЕбаОаМ
а“аОбаДбƒаМаА аПб€аИаНбаЛаА аВаО аВб‚аОб€аОаМ б‡б‚аЕаНаИаИ аЗаАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚, б€аАббˆаИб€ббŽб‰аИаЙ аПаЕб€аЕб‡аЕаНбŒ баЛбƒб‡аАаЕаВ аПб€аИаЗаНаАаНаИб аПб€аОбб€аОб‡аЕаНаНб‹б… аПаЛаАб‚аЕаЖаЕаЙ аВ аБбŽаДаЖаЕб‚ аБаЕаЗаНаАаДаЕаЖаНб‹аМаИ аКаО аВаЗб‹баКаАаНаИбŽ. а аЕб‡бŒ аИаДаЕб‚ аО аДаОаЛаГаАб… аКаОаМаПаАаНаИаЙ — аБаАаНаКб€аОб‚аОаВ аИ аБаАаНаКб€аОб‚аОаВ — б„аИаЗаИб‡аЕбаКаИб… аЛаИб†.
а”аОаКбƒаМаЕаНб‚, аКаОб‚аОб€б‹аЙ аИаНаИб†аИаИб€аОаВаАаН аПб€аАаВаИб‚аЕаЛбŒбб‚аВаОаМ а аЄ, аВаНаОбаИб‚ аПаОаПб€аАаВаКаИ аВ а‘бŽаДаЖаЕб‚аНб‹аЙ аКаОаДаЕаКб а аЄ.
аЁаЕаЙб‡аАб аВ а‘бŽаДаЖаЕб‚аНаОаМ аКаОаДаЕаКбаЕ аЕбб‚бŒ баОаКб€аАб‰аЕаНаНб‹аЙ аПаЕб€аЕб‡аЕаНбŒ баЛбƒб‡аАаЕаВ аПб€аИаЗаНаАаНаИб аПаЛаАб‚аЕаЖаЕаЙ аБаЕаЗаНаАаДаЕаЖаНб‹аМаИ аК аВаЗб‹баКаАаНаИбŽ — аБаАаНаКб€аОб‚бб‚аВаО аИаНаДаИаВаИаДбƒаАаЛбŒаНб‹б… аПб€аЕаДаПб€аИаНаИаМаАб‚аЕаЛаЕаЙ, аЛаИаКаВаИаДаАб†аИб бŽб€аИаДаИб‡аЕбаКаИб… аЛаИб† аИ баМаЕб€б‚бŒ аГб€аАаЖаДаАаН.
а—аАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚ аОб‚аНаОбаИб‚ аК б‚аАаКаИаМ баЛбƒб‡аАбаМ аПб€аИаЗаНаАаНаИаЕ аБаАаНаКб€аОб‚аОаМ аГб€аАаЖаДаАаНаИаНаА, аКаОб‚аОб€б‹аЙ аНаЕ баВаЛбаЕб‚бб аИаНаДаИаВаИаДбƒаАаЛбŒаНб‹аМ аПб€аЕаДаПб€аИаНаИаМаАб‚аЕаЛаЕаМ.
а”аОаЛаГ аБбƒаДаЕб‚ аБаЕаЗаНаАаДаЕаЖаНб‹аМ аИ аВ баЛбƒб‡аАаЕ аИбаКаЛбŽб‡аЕаНаИб бŽб€аЛаИб†аА аПаО б€аЕбˆаЕаНаИбŽ б€аЕаГаИбб‚б€аИб€бƒбŽб‰аЕаГаО аОб€аГаАаНаА аИаЗ аЕаДаИаНаОаГаО аГаОбб€аЕаЕбб‚б€аА бŽб€аЛаИб† аИ аНаАаЛаИб‡аИб б€аАаНаЕаЕ аВб‹аНаЕбаЕаНаНаОаГаО ббƒаДаЕаБаНб‹аМ аПб€аИбб‚аАаВаОаМ аИбаПаОаЛаНаИб‚аЕаЛаЕаМ аПаОбб‚аАаНаОаВаЛаЕаНаИб аОаБ аОб‚ббƒб‚бб‚аВаИаИ бƒ аДаОаЛаЖаНаИаКаА аИаМбƒб‰аЕбб‚аВаА, аНаА аКаОб‚аОб€аОаЕ аМаОаЖаЕб‚ аБб‹б‚бŒ аНаАаЛаОаЖаЕаНаО аВаЗб‹баКаАаНаИаЕ. аŸаО аМаНаЕаНаИбŽ аПб€аАаВаИб‚аЕаЛбŒбб‚аВаА, бб‚аИ аНаОб€аМб‹ ТЋаНаИаВаЕаЛаИб€бƒбŽб‚ б€аИбаКаИ аНаЕаОаБаОбаНаОаВаАаНаНаОаГаО аПб€аИаЗаНаАаНаИб аБаЕаЗаНаАаДаЕаЖаНаОаЙ аК аВаЗб‹баКаАаНаИбŽ аИ аПаОбаЛаЕаДбƒбŽб‰аЕаГаО баПаИбаАаНаИб аЗаАаДаОаЛаЖаЕаНаНаОбб‚аИ, аПаОб‚аЕаНб†аИаАаЛбŒаНаО аВаОаЗаМаОаЖаНаОаЙ аК аПаОбб‚бƒаПаЛаЕаНаИбŽ аВ аБбŽаДаЖаЕб‚аНбƒбŽ баИбб‚аЕаМбƒ а аЄТЛ.
а”аОаПбƒбаКаАаЕб‚бб б‚аАаКаЖаЕ аВаОаЗаМаОаЖаНаОбб‚бŒ аПб€аИаЗаНаАаНаИб аБаЕаЗаНаАаДаЕаЖаНаОаЙ аК аВаЗб‹баКаАаНаИбŽ аЗаАаДаОаЛаЖаЕаНаНаОбб‚аИ аПаО аПаЛаАб‚аЕаЖаАаМ аВ аБбŽаДаЖаЕб‚ аВ баЛбƒб‡аАаЕ аОбаВаОаБаОаЖаДаЕаНаИб аГб€аАаЖаДаАаНаИаНаА аОб‚ аИбаПаОаЛаНаЕаНаИб аНаАаКаАаЗаАаНаИб аВ аВаИаДаЕ бˆб‚б€аАб„аА аВ аПаОб€баДаКаЕ аАаМаНаИбб‚аИаИ аИ аПаОаМаИаЛаОаВаАаНаИб.
а—аАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚ б€аАаЗб€аАаБаОб‚аАаН б бƒб‡аЕб‚аОаМ аПаОб€бƒб‡аЕаНаИаЙ аПб€аЕаЗаИаДаЕаНб‚аА а аЄ аВ б†аЕаЛбб… баОаВаЕб€бˆаЕаНбб‚аВаОаВаАаНаИб аИбаПаОаЛаНаЕаНаИб аБбŽаДаЖаЕб‚аНб‹б… аПаОаЛаНаОаМаОб‡аИаЙ аАаДаМаИаНаИбб‚б€аАб‚аОб€аОаВ аДаОб…аОаДаОаВ аБбŽаДаЖаЕб‚аА аИ бƒбб‚б€аАаНаЕаНаИб бƒбаЛаОаВаИаЙ, баПаОбаОаБбб‚аВбƒбŽб‰аИб… б€аОбб‚бƒ аДаЕаБаИб‚аОб€баКаОаЙ аЗаАаДаОаЛаЖаЕаНаНаОбб‚аИ.
а˜аНб„аОб€аМаАб†аИаОаНаНаОаЕ аАаГаЕаНб‚бб‚аВаО а аОббаИаИ аЂааЁаЁ
Госдума приняла закон о безнадежных долгах
Депутаты Государственной Думы приняли закон о безнадежных долгах. «Парламентская газета» сообщает о том, какие долги перед государством могут быть списаны частным клиентам и юрлицам в рамках закона.
В новом законе перечень случаев, при которых задолженность по платежам в бюджет признается безнадежной и может быть списана, увеличен.
После принятия нового закона банкротом признается гражданин, который не является ИП, если он не погасил долги по платежам в бюджет из-за освобождения от обязательств по их уплате после завершения расчетов с кредиторами.
Также от уплаты долгов в бюджет будут освобождены граждане, если их долг образовался в случае назначения штрафа, при этом гражданин был амнистирован или помилован. По административным штрафам будет останавливаться взыскание, если действие постановления об административном наказании было прекращено.
Юрлица, которые были исключены из Единого государственного реестра юридических лиц, будут освобождены от уплаты долга. Это касается также тех учредителей, в отношении которых которые был вынесен акт об окончании административного производства.
В случае, если должник пропал вместе со всем имуществом и с ним в течение длительного времени никто не может связаться, то задолженность таких граждан также может быть признана безнадежной.
К безнадежной к взысканию будет признана задолженность юридическим лицам, если у самих юрлиц нет ни имущества, ни производственных запасов предприятия, запасов готовой и отгруженной продукции, дебиторской задолженности, а также наличных средств в кассе и денежных средств на счетах предприятия.
Безнадежная дебиторская задолженность — это задолженность, которая характеризуется любым из следующих признаков:
- задолженность по обязательствам, по которым просрочен срок исковой давности;
- задолженность, непогашенная вследствие недостаточности имущества физического или юридического лица, объявленного банкротом в установленном законодательством порядке, или вследствие ликвидации юридического лица;
- задолженность, непогашенная вследствие недостаточности средств, полученных от реализации на открытых аукционах (публичных торгах) имущества заемщика, переданного в залог в обеспечение указанной задолженности при условии, что другие юридические действия кредитора не привели к полному покрытию задолженности;
- задолженность, взыскание которой стало невозможным в связи с действием обстоятельств непреодолимой силы, стихийного бедствия (форс-мажорных обстоятельств), подтвержденных в порядке, предусмотренном законодательством;
- просроченная задолженность умерших физических лиц, лиц, признанных в судебном порядке недееспособными или без вести пропавшими, а также лиц, осужденных к лишению свободы.
- Порядок списания безнадежной задолженности регулируется соответствующими нормативными актами.
- Всемирной организацией здравоохранения 11-го марта 2020-го года было объявлено о том, что вспышка новой коронавирусной инфекции COVID-19 считается пандемией.
- Пандемия COVID-19 — пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, вызванная коронавирусом SARS-CoV-2.
Когда долги по налогам считаются безнадежными
В Жилищном кодексе предлагается закрепить понятие задолженности, признанной безнадежной к взысканиюАвторы законопроекта отметили, что, несмотря на применение судами сроков исковой давности по делам о взыскании долгов, управляющие компании все же включают задолженности, образовавшиеся в срок свыше трех лет, в платежные документы.
Один из адвокатов отметил, что из поправок непонятна судьба обязательств управляющих организаций, ведь прекращение таким образом задолженности граждан означает, что со своими контрагентами они должны будут рассчитываться из собственных доходов.
Как указал второй, чтобы предлагаемая норма действительно заработала, ее необходимо дополнить прямой обязанностью управляющих компаний и поставщиков коммунальных услуг по исключению безнадежной к взысканию задолженности из платежных документов.
Третий одобрил законопроект, поскольку он направлен на урегулирование обязательств и защиту прав граждан, а судам в случае наличия специальной нормы будет легче принимать решения.
В Госдуму внесен законопроект № 738681-7, которым предлагается дополнить Жилищный кодекс новыми положениям о том, какая задолженность по жилищно-коммунальным платежам признается безнадежной к взысканию.
Таковой, согласно проекту закона, предлагается признавать задолженность, числящуюся за гражданами, уплата и (или) взыскание которой невозможны в случае принятия судом акта, в соответствии с которым исполнитель ЖКУ утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе и в связи с вынесением определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности.В пояснительной записке необходимость принятия поправок обосновывается тем, что в большинстве случаев управляющие компании предъявляют в судебные органы иски к гражданам о взыскании задолженности по услугам ЖКХ за период 2010–2018 г. По ходатайствам ответчиков судьи применяют сроки исковой давности и частично отказывают истцам в удовлетворении требований, ограничивая размеры взыскиваемых задолженностей периодом их образования строго в пределах сроков исковой давности. Вместе с тем впоследствии управляющие компании продолжают включать в платежные документы задолженности и пени по оплате услуг ЖКХ, по которым не только истек срок исковой давности, но и имеются вступившие в законную силу судебные решения.В связи с нарушением своих прав граждане обращаются в суд с исковым требованием о возложении обязанности на УК по списанию задолженности и пени по оплате жилищно-коммунальных услуг, ссылаясь на вступившие в законную силу решения судов. При этом суды отказывают им в связи с тем, что ГК, ЖК, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, а также ранее действовавшим Порядком предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, такая возможность (обязанность) не предусмотрена.Суды указывают, что в силу ст. 407 ГК обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором. Стороны своим соглашением вправе прекратить обязательство и определить последствия его прекращения, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства. Кроме того, положениями ст. 408–419 ГК предусмотрено, что обязательство прекращается его надлежащим исполнением, предоставлением отступного, зачетом встречного однородного требования, совпадением должника и кредитора в одном лице, соглашением сторон о замене первоначального обязательства другим обязательством, прощением долга, невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает, а также в случае смерти должника, если исполнение не может быть произведено без его личного участия, или ликвидацией юридического лица (должника или кредитора).С учетом положений ст. 195, 196 и 199 ГК истечение срока исковой давности в силу гл. 26 ГК «Прекращение обязательств» не является обстоятельством, влекущим прекращение обязательства, В любое время после истечения указанного срока должник вправе признать долг, а оплата в погашение задолженности по обязательству с истекшим сроком давности является надлежащим исполнением этого обязательства. Таким образом, истечение срока исковой давности не является основанием для списания образовавшейся задолженности по жилищно-коммунальным платежам и, соответственно, не может служить основанием для возложения на кредитора обязанности не указывать эту задолженность в платежном документе.В пояснительной записке отмечается, что управляющие компании могут самостоятельно принять решение о реструктуризации долга или списать его, но так как это не входит в сферу их интересов, то они не спешат принимать такое решение, ссылаясь на Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34Н.Указывается, что согласно п. 77 данного Положения дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя организации и относятся, соответственно, на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном п. 70 Положения. Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.«При этом данное Положение не указывает на обязанность организации производить списание задолженности, а лишь предусматривает право на такое списание и порядок такого списания», – отмечается в проекте закона.На первый взгляд, предложение может показаться излишним, ведь ссылка стороны на истечение срока давности в суде влечет отказ в удовлетворении требований. Между тем, как верно замечают авторы, ссылаясь на богатую судебную практику, сам по себе такой отказ не означает прекращение обязательства. А в силу того, что правоотношения по предоставлению услуг ЖКХ являются длящимися, долг числится за конкретным потребителем, отображаясь в графе “задолженность”. Более того, ряд поставщиков под разными предлогами направляют на погашение этого обязательства (как возникшего раньше) текущие платежи. В итоге получается, что либо долг признается, либо он просто переносится вперед, на период, исковая давность по которому не истекла.Примечательно, что в налоговой сфере этот вопрос разрешился не сразу. Налоговый кодекс, признавая, что налоговое обязательство может быть безнадежным, напрямую обязанность налоговиков списывать эту задолженность автоматически не предусматривал. Только в 2013 г. ВАС РФ дал разъяснения, что утрата налоговым органом возможности взыскания недоимки сама по себе не означает прекращение налоговой обязанности, поэтому исключение записи о задолженности должно происходить только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает взыскания.Эксперты отметили, что указанный выше механизм авторы законопроекта предлагают применять в жилищной сфере только к гражданам как к наиболее незащищенным участникам отношений. При этом непонятна судьба обязательств управляющих организаций (иных лиц, осуществляющих управление), ведь прекращение таким образом задолженности граждан означает, что со своими контрагентами (тепло-, газо-, электроснабжающими и иными организациями и ИП) они должны будут рассчитываться из собственных доходов, а как уже неоднократно было сказано, иных, кроме как плата жителей, доходов они не имеют. Круг замкнулся.
Адвокаты считают предлагаемое дополнение в Жилищный кодекс актуальным и разумным, поскольку включение в платежные документы сумм задолженностей, по которым уже состоялись судебные решения, а также истек срок исковой давности, не имеет ни правового, ни логического обоснования.
Однако принятие законопроекта в такой редакции не решит озвученной проблемы, так как в ней указаны фактически только понятие и признаки безнадежной задолженности.
При этом для исключения таких задолженностей из квитанций по оплате ЖКУ граждане по-прежнему будут вынуждены обращаться в суды, обосновывая свои исковые требования новой статьей, предлагаемой к принятию.