Право

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения: порядок и особенности привлечения

Дисциплинарная ответственность наступает при наличии определенных условий и обстоятельств.

Этот вид ответственности может чаще применяться в экологических правоотношениях ввиду простоты и оперативности выявления проступка и наложения взыскания, апробированных способов доведения информации о взысканиях до сведения нарушителя и трудового коллектива, что имеет воспитательный, достаточно важный для поддержания трудового и экологического правопорядка характер[1].

Дисциплинарная ответственность за проступки может наступать в том порядке и в тех случаях, когда это предусматривается в нормативных правовых актах – ТК, уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, индивидуальном и коллективном трудовых договорах, иных актах как федерального, так и регионального, местного уровня, а также в локальных актах, принимаемых в организациях, например на предприятии, в акционерном обществе, сельскохозяйственной артели.

В региональных и локальных нормативных правовых актах могут предусматриваться профессиональные обязанности работников в области природоохранных, природоресурсных отношений и меры соответствующего дисциплинарного воздействия за их невыполнение – это относится к работникам ферм, цехов, очистных установок, природоохранных служб предприятий, учреждений, организаций, охотохозяйств.

Нарушение предусмотренных в правовых актах обязанностей данного работника является непременным условием привлечения этого работника к дисциплинарной ответственности в области охраны окружающей среды. Согласно ст.

192 ТК не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине, но меры поощрения, в том числе морального, могут варьироваться и быть самыми разнообразными.

Особенностями дисциплинарной ответственности в сфере экологии можно считать то, что включаемые в трудовые договоры экологические правила ввиду их относительной новизны не стали общераспространенными на федеральном и даже на региональном уровне: большинство их устанавливается, если вообще устанавливается, в локальных актах, в правилах организаций, предприятий, учреждений.

Работники неохотно привыкают к необходимости соблюдения экологических требований; экологические обязанности работников, не связанных непосредственно с природопользованием, недостаточно служат стержнем и даже силуэтом обеспечения экологического правопорядка на производстве, а ведь оно является основным загрязнителем окружающей среды.

В отличие от административных правонарушений и уголовной ответственности законченного перечня дисциплинарных проступков до сих пор не существует – их характер и содержание определяются характером и содержанием производства и должностных обязанностей работника.

Как правило, они должны быть отражены в должностных инструкциях, положениях о функциях сотрудников.

Применение к организации административного воздействия за земельное правонарушение должно влечь дисциплинарную ответственность виновного работника в обязательном порядке в соответствии с ч. 1 ст. 75 ЗК.

Можно полагать, что законченного перечня дисциплинарных проступков с экологической спецификой не будет создано, поскольку невозможно перечислить все виды экологически значимых работ, соответствующих обязанностей работника и, тем более, все возможные формы отступлений от их выполнения особенно для работников, в чьи обязанности не входит обслуживание природоохранных устройств.

Проявлением дисциплинарного воздействия может служить депремирование работника, лишение иных средств поощрений за нарушения требований экологического законодательства, которые необходимо соблюдать на рабочем месте. Указанные меры могут служить эффективным рычагом дисциплинирующего воздействия на работника ввиду повышения в настоящее время значения материальных стимулов.

Экологический фактор может учитываться при расторжении трудового договора по инициативе работодателя по п. «д» ст.

81 ТК – в случае нарушения работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (экологическая авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

Тяжким последствием может считаться чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера, объявление и последствия которой предусматриваются в качестве одного из элементов организационно-правового механизма охраны окружающей среды (см. параграф 7.3).

Следует при этом отметить (в целях отграничения предметов регулирования трудового от экологического права), что первое имеет своей целью отношения работника и работодателя по поводу трудовых отношений, осуществляемых на рабочем месте, которое, как правило, внутри помещений организации, охраны труда. Экологическое же право концентрируется на охране окружающей человека, организацию среды. Она может быть нарушена в результате трудовой деятельности работника, которая затрагивает части природы, находящиеся не внутри предприятия, но окружающие ее.

На дисциплину труда оказывает влияние и положительное стимулирование.

В коллективном договоре или правилах внутреннего трудового распорядка организации могут определяться другие различные виды поощрений, в том числе за грамотное, надлежащее выполнение своих обязанностей в экологической сфере.

Значение в ней правил нравственности и морали предполагает более широкое использование сформировавшихся и устоявшихся природоохранных представлений, традиций при заключении индивидуального и коллективного договоров.

Особого внимания заслуживает рассмотрение эффективности каждого вида ответственности, под которой принято понимать сопоставление ожидаемого и полученного результата, будь то эффективность экологического законодательства либо эффективность юридической ответственности за его реализацию.

Дисциплинарная ответственность нередко оказывается более эффективной, чем другие виды юридической ответственности. Это объясняется сравнительной простотой процедуры выявления проступка (докладная, служебная записка, объяснения свидетелей) и наказания виновного (после его объяснения – издание приказа в соответствии со ст.

193 ТК), широким резонансом и воспитательной ценностью в коллективе.

Главное во всех видах и формах ответственности – не тяжесть, а неотвратимость наказания. Генеральным направлением профилактики правонарушений является их предупреждение на стадии производства.

И хотя статистики наложения дисциплинарных взысканий в экологической сфере не ведется (как и в большинстве других областях общественных отношений) и она обладает достаточной спецификой, они оказывают свою роль в обеспечении дисциплины труда работодателями и работниками.

Особенности подчинения правилам поведения, поддержания экологического правопорядка и применения дисциплинарной ответственности заключаются в том, что здесь весьма велико взаимодействие моральных и материальных стимулов.

Повышенная персональная и индивидуальная ответственность участников природоохранного и природоресурсного производства, их нравственные устои.

Неэффективной, полагают некоторые руководители среднего звена, является возможность наложения дисциплинарного взыскания лишь работодателем, руководителем либо по их поручению начальником крупного подразделения.

На самом деле в обеспечении дисциплины труда весьма значительна роль именно представителей среднего звена управления.

Так, управляющий отделением (фермой, сельскохозяйственным участком), согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден Минтрудом России 21.08.

1998 № 37)[2], наделен полномочиями не только руководить производственно-хозяйственной деятельностью, участвовать в разработке и выдавать задания по производству и сдаче сельскохозяйственной продукции, организовывать внедрение научно-обоснованной системы внесения удобрений, но и вносить предложения о наложении дисциплинарных взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.

Эколого-правовая ответственность и ее виды

  • Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:
  • — как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством;
  • — как правоотношения между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям);

— как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранного и др.).

 Конечная цель экологического законодательства и каждой отдельной его статьи заключается в охране от загрязнения, обеспечении правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом.

Сферой действия экологического законодательства являются окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды.

Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды.

  1. Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое нормативно-правовыми актами возложены соответствующие должностные обязанности (соблюдение правил охраны окружающей среды, контроль за соблюдением правил), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее требования экологического законодательства.
  2. Для экологического правонарушения характерно наличие двух элементов:
  3. — противоправность поведения;
  4. — причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов.

Эффективность действия данного средства во многом зависит прежде всего от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства.

В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия — административную и гражданско-правовую.

Ответственность за экологические правонарушения может быть:

1. Дисциплинарной – субъект экологического правонарушения привлекается к ответственности администрацией предприятия, на котором он работает. Дисциплинарная ответственность применяется только за нарушение тех экологических правил и предписаний, исполнение которых входит в круг трудовых обязанностей нарушителя.

2. Материальной – применяется к физическим и юридическим лицам и устанавливается за вред, который причинен экологическим правонарушением.

Материальная ответственность реализуется путем взыскания ущерба по специальным таксам в судебном порядке.

Материальная ответственность представляет собой систему юридических мер, направленных на сохранение природной среды от отрицательных воздействий.

 3. Административной – предусмотрена за совершение экологического правонарушения (проступка) при отсутствии состава преступления и применяется к юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. В КоАП РФ (гл.

8) предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико—экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; экологических и санитарно—эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами.

 4. Уголовной – при наличии предусмотренных уголовным законом признаков экологического преступления виновный должен привлекаться к уголовной ответственности (согласно гл. 26 УК РФ).

Экологическим преступлением является предусмотренное уголовным законодательством РФ и запрещенное им виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, окружающую среду и ее компоненты, экологическую безопасность общества, причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека и влекущее негативное изменение качества окружающей среды.

Читайте также:  Считаю, что незаконно взыскан ущерб по ДТП 1000 000 р. Что делать?

Два вида уголовной ответственности:

1) за посягательства на окружающую природную среду в целом – носят общий характер, посягают на экологическую безопасность как окружающей среды в целом, так и населения. Указанные деяния представляют собой нарушения определенных правил, к соблюдению которых обязывают действующие в РФ законы и подзаконные акты.

2) за специальные экологические преступления – посягают на отдельные объекты, причиняют ущерб атмосферному воздуху, почве, поверхностным или подземным водам, и т. д.

При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, судам было рекомендовано в обязательном порядке отграничивать экологические преступления от экологических проступков, то есть виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена административная ответственность.

Ответственность за совершение экологических правонарушений, преступлений

Ответственность проявляется как обязанность выполнять соответствующие нормы поведения и претерпевать неблагоприятные последствия за их нарушение.

В этом смысле экологическая ответственность есть разновидность социальной ответственности и наступает за совершение экологического нарушения.

Последнее выражается в несогласованном с интересами охраны экологической среды (в рамках которой совершается процесс взаимодействия общества и природы) поведении человека, продиктованном удовлетворением экономических потребностей, причиняющим вред природной среде.

Административная ответственность. Это вид юридической ответственности, наиболее часто имеющий место в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РФ и экологическим законодательством.

Административным правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и ответственности за их совершение посвящена специальная глава (гл. 7) КоАП РФ.

Административная ответственность, в отличие от дисциплинарной, наступает не только для должностных лиц и граждан, но и для юридических лиц. КоАП РФ предусматривает за совершение административных правонарушений следующие виды административных взысканий: 1. предупреждение; 2. штраф; 3.

возмездное изъятие предмета, явившего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 4. конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 5.

лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты); 6. исправительные работы; 7. административный арест.

При наложении административного взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Уголовная ответственность.

Уголовная ответственность за экологические преступления представляет собой предусмотренную действующим федеральным законодательством обязанность лица, совершившего преступление, подвергнуться государственно-властному воздействию.

При этом данное воздействие является ответной реакцией государства, обладающего монопольным правом на его применение, и может быть назначено виновному лицу только по вступившему в законную силу приговору суда.

Преступление — это общественно опасное, виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), за которое Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность.

Экологическое преступление — это общественно опасное, противоправное деяние, совершенное в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, за которое Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность.

Уголовная ответственность является разновидностью юридической ответственности, поэтому ей свойственны все признаки последней, как, собственно говоря, и индивидуальные, делающие ее самостоятельным видом правовой ответственности.

Уголовная ответственность характеризуется следующими признаками: основанием привлечения к уголовной ответственности является совершенное лицом деяние, содержащее все признаки состава преступления; источником правового установления уголовной ответственности является только федеральное законодательство об уголовной ответственности (УК РФ); к уголовной ответственности могут быть привлечены только физические лица; по характеру претерпеваемых правонарушителем последствий противоправного поведения уголовная ответственность выражается в применении к виновному уголовных наказаний; субъектами, обладающими юрисдикционными полномочиями в сфере привлечения к уголовной ответственности, могут быть только судьи; привлечение к уголовной ответственности осуществляется в форме уголовно-процессуального производства по возбужденному уголовному делу; правовым последствием применения к виновному уголовного наказания является признание его судимым в течение установленного уголовным законодательством срока.

Специфика уголовной ответственности в сфере природопользования и охраны окружающей среды выражается в следующем: основанием привлечения к уголовной ответственности является совершенное правонарушение в области природопользования и охраны окружающей среды, содержащее все признаки состава экологического преступления; объектом состава экологического преступления является совокупность общественных отношений, складывающихся в области использования и охраны земель, недр, водных объектов, атмосферного воздуха, лесов, животного и растительного мира; к уголовной ответственности в области природопользования и охраны окружающей среды могут быть привлечены только физические лица, в том числе облачающие признаками специального субъекта, осуществляющие различные функции в сфере хозяйственной и иной деятельности, связанные с воздействием на природу; по характеру претерпеваемых правонарушителем последствий противоправного поведения уголовная ответственность выражается в применении к виновному таких уголовных наказаний, как штраф, обязательные работы, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Уголовная ответственность устанавливается за нарушения законодательства в различных сферах деятельности: при размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации предприятий, а также в медицине, промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, при проведении специализированных или опасных работ (в области генной инженерии, обращения высокотоксичных отходов) и т.п.

Экологическое право. Охрана окружающей среды

Все в природе находится в невидимых нашему глазу экологических связях. Воздействие на любой из объектов природы неизменно отразится на другом или даже других объектах. Деятельность человека прямо или косвенно влияет на окружающую среду.

И если эта деятельность непродуман на, влияние будет вредным. Так, вырубка лесов вблизи водоемов ведет к их обмелению; осушение болот (нужная в целом деятельность) нарушает режим почвенной влаги соседних земель и ведет к гибели некоторых видов почвенной фауны.

Словом, каждое действие, связанное со вторжением в природные связи, должно быть безопасно для них.

Экокризис, как особая ситуация, вызывает потребность в особом нормативно-правовом регулировании проблем охраны окружающей среды обитания. Эти проблемы изучает наука экология.

Экология — это наука о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой. Первоначально экология была предметом изучения биологов.

Однако постепенно смысл этого термина расширялся, и сегодня он охватывает преимущественно социальные аспекты взаимоотношения общества с окружающей средой.

Поэтому право, регулирующее общественные отношения, вызывающие отрицательное воздействие на окружающую среду, называется   экологическим правом.

Экологическое право — самостоятельная комплексная отрасль российского права, направленная на регулирование общественных отношений, которые складываются между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования и охраны природных объектов в целях сохранения окружающей природной среды. Речь идет об объектах, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

Какие законодательные акты охватываются понятием «экологическое право«? Пока оно не представляет собой целостности, как в других отраслях. Нормы экологического права содержатся во многих источниках права, в том числе относящихся и к разным отраслям законодательства.

Прежде всего, это Конституция РФ. Она закрепила основные принципы экологического регулирования. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.

42, Конституции РФ), и каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58, Конституции РФ). Природные объекты используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9.

Конституции РФ).

Статья 16 Конституции Республики Татарстан закрепляет, что «Республика Татарстан обеспечивает сохранность земли, недр, вод, лесов, растительного и животного мира, принимает меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и улучшению состояния окружающей среды на основе платного природопользования».  Вред, нанесенный хозяйственной деятельностью окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, подлежит размещению в соответствии с законодательством Республики Татарстан. Деятельность землевладельцев и землепользователей, других природопользователей, нарушающих законодательство Республики Татарстан, приостанавливается ее государственными органами. Физические и юридические лица, виновные в нарушении законодательства об охране окружающей среды, привлекаются к ответственности в соответствии с законом.

Основной нормативно-правовой акт, специально направленный на эколого-правовое регулирование отношений в природной сфере — это Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ.

Он содержит 84 статьи и представляет собой комплексный нормативный акт, регулирующий все природоохранительные отношения, не выделяя при этом их отдельные объекты.

Закон — первая попытка комплексного объединения эколого-правовых норм, содержащихся в различных разрозненных нормативно-правовых актах.

Основная идея закона — правовое обеспечение научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов, которое осуществляется тремя группами норм:

  • закрепляющими нормативы качества окружающей природной среды;
  • закрепляющими экологические требования к хозяйственной и  иной  деятельности;
  • определяющими механизм исполнения этих требований.

Рассмотрим и другие правовые акты, направленные на эколого-правовое регулирование.

§ 1. Дисциплинарная ответственность

  • § 1. Дисциплинарная ответственность
  • (условия применения; значение и эффективность; проблемы применения)
  • Дисциплинарной является юридическая ответственность в порядке подчиненности по службе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности за совершение проступков, связанных с трудовой деятельностью, если эти проступки в силу их относительно меньшей вредности не могут быть квалифицированы как административные правонарушения или преступления.
  • Условия применения
  • Как и другие виды ответственности, дисциплинарная наступает при наличии определенных условий и обстоятельств.
  • Прежде всего, дисциплинарная ответственность за экологические проступки может наступать в том порядке и тогда, в каком и когда она предусматривается в нормативных правовых актах — Кодексе законов о труде, уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в организации.
Читайте также:  За счет страховой: что делать, если ремонт выполнен некачественно

В них могут предусматриваться профессиональные экологические обязанности и меры дисциплинарного воздействия за их невыполнение — чаще всего это относится к работникам очистных и иных природоохранных цехов и установок, экологических служб предприятий, т. е. к лицам, непосредственно связанным с использованием и охраной природных ресурсов.

Однако дисциплинарные проступки в области охраны окружающей среды могут совершаться работниками и относительно удаленными по характеру производственной деятельности от непосредственного природопользования — почти каждый работник в той или иной степени может участвовать в обеспечении рационального природопользования путем потребления и экономии воды, тепла, электричества, отходов производства, промышленного и бытового мусора, охраны зеленых насаждений.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей среды и требований законодательства.

В отличие от административной и уголовной ответственности законченного перечня дисциплинарных проступков в области экологии не существует — их характер и содержание определяются характером и содержанием производства и должностных обязанностей работника.

Значение и эффективность

Дисциплинарная ответственность в области охраны окружающей среды нередко оказывается более эффективной, чем другие виды ответственности.

Это объясняется сравнительной простотой процедуры выявления проступка (докладная, служебная записка) и наложения взыскания (после объяснения виновного издание приказа о замечании, выговоре, строгом выговоре или увольнении в соответствии со ст. 135 КЗоТ РФ).

Не должна смущать и относительная легкость наказания по сравнению с другими видами ответственности: главное не тяжесть, а неотвратимость наказания.

Ухудшение экологической ситуации происходит в основном от хозяйственной, производственной деятельности человека, поэтому именно в сфере промышленного, сельскохозяйственного и иного производства следует искать основные причины антропогенного воздействия на окружающую среду.

Отсюда следует вывод: предупреждение загрязнений на стадии производства является генеральным направлением профилактики экологических правонарушений.

Надо учитывать также и более широкий резонанс и воспитательное значение наложения дисциплинарных взысканий, о которых, как правило, широко оповещаются и хорошо информируются коллеги по работе.

Одним из видов дисциплинарного воздействия может служить депремирование, лишение иных средств поощрения; в современных условиях их набор достаточно широк и может служить хорошим рычагом воздействия на работника.

Хотя в настоящее время меньше стали говорить о моральных средствах воздействия, но и они продолжают оказывать свое влияние: уместно напомнить, что одним из факторов успешной работы заводов Форда было широкое использование моральных рычагов повышения ответственности работников за дела подразделения, завода, фирмы путем систематического информирования об их состоянии, поздравления с производственными достижениями, производственными и личными юбилеями, семейными праздниками и торжествами.

Проблемы применения

Потенциал применения дисциплинарной ответственности в области охраны окружающей среды используется недостаточно. Почему?

В общественном мнении существует стереотип о ее неэффективности в этой области — принято считать наиболее подходящей для злостных загрязнителей уголовную ответственность.

Можно согласиться с тем, что для злостных нарушителей наиболее подходящей действительно является уголовная ответственность, однако большинство субъектов экологических правонарушений не являются злостными и потому не могут считаться общественно опасными.

Отсутствует статистика наложения дисциплинарных взысканий, поэтому трудно определять ее динамику, эффективность воздействия, связь с количеством и качеством загрязнений окружающей среды.

Да и сама описываемая сфера общественных отношений не часто вызывает такую озабоченность собственника предприятия, чтобы обусловить систематическое применение дисциплинарной ответственности за экологические проступки.

В связи с этим встает вопрос о степени воздействия государственных природоохранных органов на дисциплинарную практику организаций, которые стали самостоятельными в ведении своей хозяйственной деятельности и налаживании и организации своей внутренней работы.

Однако эта самостоятельность предпринимательской деятельности от общества является сравнительно относительной, и прежде всего в области экологии. Согласно п. 3 ст.

209 ГК РФ, владение, пользование и распоряжение природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, владелец предприятия, отвечая перед обществом за экологическое состояние своего предприятия и его воздействие на окружающую среду, обязан обеспечивать экологический правопорядок на предприятии, всеми доступными и законными средствами реагировать на соответствующие обращения государственных органов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ответственность за нарушение природоохранного законодательства

Уважаемые граждане и юридические лица, Управление природно-ресурсного регулирования Администрации Пуровского района просит Вас не нарушать требования природоохранного законодательства Российской Федерации и обращает ваше внимание на то, что статьей 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.

2002 № 7-ФЗ определён порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей.

Данной статьей установлено, что иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

  • Кроме того, в Уголовном Кодексе Российской Федерации в главе 26 – «Экологические преступления» содержится 18 статей, посвященных вышеуказанным преступлениям.
  • Уголовная ответственность наступает, в частности, за:
  • — нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
  • — нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
  • — нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);
  • — загрязнение вод (ст. 250);
  • — загрязнение атмосферы (ст. 251);
  • — загрязнение морской среды (ст. 252);
  • — порчу земли (ст. 254);
  • — нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);
  • — нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);
  • — незаконную охоту (ст. 258);
  • — уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);
  • — другие преступления.
  • Наказание, предусмотренное за совершение экологических преступлений, может быть в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных или исправительных работ, а также в виде ограничения свободы или ареста либо лишение свободы на определенный срок.

Штраф предусмотрен почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа — 40 тыс. рублей, максимальный — 500 тыс. рублей.

Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет (ст. 358).

Помимо уголовной, существуют и экологические правонарушения. Административные наказания носят более мягкий характер, чем наказания за преступления.

Административное наказание применяется только за такое деяние, которое содержит конкретный состав административного правонарушения. Так, в КоАП РФ (гл.

8) предусмотрено 40 составов административных правонарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, посвященных использованию и охране земли, недр, вод, лесов, объектов животного и растительного мира.

  1. За совершение административного правонарушения предусмотрены следующие наказания:
  2. — предупреждение;
  3. — административный штраф;
  4. — возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  5. — конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  6. — лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  7. — административный арест;
  8. — административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  9. — дисквалификация.

Экология СПРАВОЧНИК

Дисциплинарная ответственность.

Должностные лица и работники организаций, виновные в совершении экологических правонарушений, несут дисциплинарную1 ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за нарушение экологического законодательства, приведшее к негативному воздействию на ОС.[ …]

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ — применение к лицам, совершившим правонарушения экологические, предусмотренных правом мер принуждения.

За дисциплинарные проступки, административные проступки в области охраны окружающей среды, за преступления экологические предусматривается соответственно дисциплинарная ответственность, административная ответственность или уголовная ответственность, считающаяся штрафной, карательной.

За гражданско-правовые правонарушения (деликты) наступает гражданско-правовая ответственность или правовосстановительная ответственность (см.: Эффективность юридической ответственности в охране окружающей среды. М.: Наука, 1985).[ …]

Дисциплинарная ответственность выражается в наложении на виновное лицо дисциплинарного наказания в виде: замечания, выговора, увольнения по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ).[ …]

Дисциплинарная ответственность за экологический проступок регламентируется в ст. 82 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и Кодексом законов о труде РФ (КЗоТ РФ).

Она выражается в наложении администрацией предприятия, организации или вышестоящей в порядке подчиненности организацией на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение им его обязанностей по службе или договору, связанных с охраной окружающей среды.

Правонарушение может, к примеру, заключаться в невыполнении главным инженером предприятия требований должностной инструкции относительно эксплуатации промышленного оборудования.[ …]

Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение экологического законодательства к работникам предприятий и организаций, в трудовые обязанности которых входит соблюдение эколого-правовых норм.[ …]

Читайте также:  Верховный суд защитил право на здоровье

Для привлечения к дисциплинарной ответственности необходимо наличие обязательного условия — осуществления профессиональной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду.

При этом к такого рода профессиональной (производственной, научной и иной) деятельности предъявляются специальные требования по соблюдению норм экологического законодательства, нормативов качества окружающей среды, по выполнению планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

Кроме того, важным условием является выполнение нормативно или в порядке индивидуального правоприменения либо по договору определенной (конкретной) трудовой функции как части производственной или иной деятельности предприятия (организации) либо функций должностного лица (организационно-хозяйственных, административно-распорядительных). В соответствии со ст.

192 Трудового кодекса РФ дисциплинарный проступок — это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.[ …]

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством Российской Федерации и ее субъектов, трудовыми договорами (контрактами).[ …]

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной службе, иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов, трудовыми соглашениями (контрактами), уставами и положениями о предприятии, организации, учреждении.

При этом условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, включая услевия ответственности, являются недействительными.

Отличительным признаком состава дисциплинарного проступка является то, что невыполнение требований экологического законодательства одновременно является невыполнением работником своих обязанностей, обусловленных занимаемой должностью или договором (контрактом).[ …]

В то же время юридическая ответственность может возлагаться на лиц, ограничивших доступ к информации, которая не может быть закрытой.

Так, в соответствии с Законом «О государственной тайне» должностные лица, принявшие решения о засекречивании сведений, которые не могут по закону составлять предмет государственной тайны либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба.[ …]

Между тем, факты привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших грубые нарушения законности при осуществлении административной юрисдикции, практически отсутствуют.[ …]

При этом следует учитывать два важных момента: 1) дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя.

Так, например, нельзя привлекать к ответственности водителя за выпуск в эксплуатацию автомобиля, у которого содержание загрязняющих веществ превышало установленные нормы, поскольку исполнительный контроль за этот выпуск не входит в число водительских обязанностей; 2) недопустимо наказывать в дисциплинарном порядке лиц, которые нарушают экологические правила во внерабочее время.[ …]

Конкретные меры административной, материальной, дисциплинарной ответственности за нарушение природоохранительных правовых требований предусматриваются в законе общесоюзного значения либо в законах союзных республик. Меры уголовно-правовой ответственности предусматриваются уголовными кодексами союзных республик.

Составной частью экологического правонарушения наряду с его традиционными элементами является причинение вреда или ущерба, который может быть экономическим и экологическим.

Оценка экологического ущерба и неблагоприятных последствий, которые наступают в окружающей среде от загрязнения ПО, в денежном выражении достаточно трудна, однако нанесенный ущерб должен учитываться при применении мер юридической ответственности.[ …]

Понятие, виды и структура экологических правонарушений. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения. Материальная ответственность за экологические правонарушения. Административная ответственность за экологические правонарушения.[ …]

Для привлечения должностных лиц, виновных в экологических правонарушениях, к дисциплинарной ответственности (невыполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию, нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения) государственный инспектор по охране природы направляет руководству предприятия, организации, учреждения (или вышестоящему органу, если виновным является руководитель) представление о наложении на виновных определенного вида дисциплинарного взыскания.[ …]

Сложившуюся ситуацию в определенной мере можно объяснить несовершенством правовой основы дисциплинарной ответственности.[ …]

В гл. XIII установлен перечень нарушений зак-ва в области использования атомной энергии, влекущих дисциплинарную ответственность, административную ответственность или уголовную ответственность виновных лиц.[ …]

Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной — должностные лица и граждане, административной — юридические лица, должностные лица и граждане.[ …]

Поскольку большинство вторжений человека в окружающую природную среду обусловлено его производственной деятельностью, дисциплинарная ответственность в экологической области может иметь широкое распространение, носит перспективный превентивный характер, обладает свойствами быстроты и оперативности наложения, простоты исполнения, легко доходит до сознания и воздействует на волю участников общественных отношений.[ …]

Должностное лицо органа государственного контроля, допустившее должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц) до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности отстранено от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.[ …]

Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие выполнение работ по хранению, перевозке и уничтожению X. о., гос. заказчики и руководители объектов по хранению и уничтожению X. о.

несут дисциплинарную ответственность, административную ответственность, материальную или уголовную ответственность в соответствии с зак-вом РФ за непринятие мер по локализации чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению X. о.

, и ликвидации их последствий в зависимости от масштаба чрезвычайных ситуаций и тяжести последствий.[ …]

Рассматриваемую проблему не решает и Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (с изм. от 18 февраля 1999 г. № 35-Ф3, от 7 ноября 2000 г. № 135-ФЭ, от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ)1, который в ст.

14 «Ответственность государственного служащего» устанавливает дисциплинарную ответственность государственного служащего в самом общем виде «за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок)».[ …]

Линейный тип организационной структуры управления позволяет реализовать всю полноту функций в условиях прямого подчинения, когда субъекты исполняют свои функциональные обязанности без особого на то нормативного предписания, а равно и несут за ненадлежащее их исполнение, как правило, дисциплинарную ответственность.[ …]

Противоправность означает нарушение запретов, предусмотренных в законодательстве экологическом, подзаконных актах, в иных нормативных правовых актах, в договорах: за пределами запрета не может быть правонарушения.

Зак-вом предусматриваются ситуации, когда деяние формально подпадает под признаки противоправного, но по существу не опасно и не вредно ввиду предотвращения большей опасности и вреда: это — крайняя необходимость, необходимая оборона. Лица, совершившие П. э.

, должны нести дисциплинарную ответственность, административную ответственность, гражданско-правовую ответственность или уголовную ответственность.[ …]

В других отраслях российского зак-ва также содержатся нормы, относящиеся одновременно к праву экологическому, т. е. их экологизированные нормы. В Конституции РФ содержатся конституционные основы охраны окружающей среды (ст.

9, 36, 48, 52, 72), где предусматриваются экологизированные требования к собственности на природные ресурсы (объекты), к распоряжению ими с учетом экологического фактора и т. д.; в ГК содержатся нормы о прекращении прав на землю в связи с нарушением экологического зак-ва. Экологические преступления”). Ст.

135 КзоТ о дисциплинарной ответственности применяется за нарушение работником трудовой дисциплины — проступок экологического характера; ст. 136 КЗоТ о материальной ответственности — за причинение экологического вреда, ущерба.[ …]

Что касается актов общественных организаций, в первую очередь партий, понятно, что их программы содержат объемные разделы, формирующие направления, принципы экологической правовой политики, указания на конкретные цели и шаги по развитию правотворчества, управления и т. п.

Правда, в большей степени это относится пока к программам зарубежных партий, а не российских, которые «стойко» игнорируют проблематику охраны окружающей среды.

Кроме того, в уставы и другие документы общественных экологических объединений включены правила поведения, обязывающие формулировки принципов деятельности для членов данных организаций. Это же распространяется на акты частных организаций, т. е.

тех, которые не относятся к публичной власти (к государственным и управленческим органам и другим ее структурам). Собственно говоря, дисциплинарная ответственность наступает за нарушение правил внутреннего распорядка (и иных), что никогда не отрицалось отечественной наукой.[ …]

Все возрастающую роль в надзоре за выполнением экологических требований занимают органы прокуратуры Российской Федерации (т.н. «экологические прокуратуры»).

На них в законодательном порядке возложены такие функции, которые позволяют осуществлять надзор за исполнением законов, регулирующих экологические отношения, за всеми федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля (в т.ч. государственного экологического контроля), их должностными лицами, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Закон предписывает, что органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных и региональных органов государственной власти. Эффективность прокурорского реагирования довольно высока: так, за 1995 г. органами прокуратуры в целом по Российской Федерации было выявлено 16513 фактов нарушения экологического законодательства. По представлениям прокуроров привлечено к дисциплинарной ответственности 2867 лиц, к материальной ответственности — 1379 лиц, предъявлено 1577 исков о возмещении ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране природы, на общую сумму более 25,8 млрд рублей (в ценах того времени).[ …]