Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
 

В 1994 году было создано золотодобывающее предприятие, которое  ведёт хозяйственную деятельность в верховьях реки Биря по добыче рассыпного золота. Известно, что добыча этого драгоценного металла не самый экологичный способ производства, зачастую ведущий к загрязнению водных объектов. Вопрос о загрязнении рек Малая Биря и Архара поднимался неоднократно на разных уровнях. Но то ли механизмов воздействия на нарушителей нет, то ли ответственные органы закрывают глаза и не желают воздействовать, да только воз и ныне там.

Впервые приводились  факты загрязнения реки Архара в 2007 году на заседании райсовета, где прозвучала информация о ситуации в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности в Архаринском районе.  Спустя 10 лет к проблеме обратилась депутат районного совета Елена Сергеевна Калинина, вынеся на заседание районного Совета вопрос о загрязнении рек артелью старателей.

В своем докладе Елена Сергеевна сообщила, что с 2011 года органами местного самоуправления и жителями района ведётся переписка с контрольными и надзорными органами в сфере природопользования, в которой, неоднократно указывалось  на факты загрязнения рек Биря и Архара и содержались просьбы принять меры ответственности к нарушителям природоохранного законодательства. Результат не радует.  В сентябре 2011 года был установлен ущерб в размере 29 811 рублей,  который золотодобывающее предприятие добровольно возместило, и в 2016 году это же предприятие привлекалось к административному штрафу за превышение содержания вредных веществ в воде в размере  30  тысяч рублей.  Суммы для предприятия мизерные.

- В ноябре 2017 года  совместно с  председателем райсовета С. В. Варкентином мы приняли участие в заседании круглого стола, организованном Общественной палатой Амурской области, по теме "Загрязнение водотоков Приамурья стоками при осуществлении добычи рассыпного золота", на котором в очередной раз озвучили представителям контрольных и надзорных органов ситуацию с загрязнением рек Биря и Архара, - рассказывает Елена Сергеевна. -  В свою очередь от представителей власти услышали, что проблема им известна, однако есть нюансы. Получив информацию о загрязнении реки, инспектор должен предупредить представителя золотодобывающего предприятия о своем приезде, что дает возможность прекратить действия, приводящие к загрязнению воды, и второе - к моменту приезда (спустя несколько дней после сигнала о загрязнении) вода становится чище и в ней в результате исследований определяется допустимое количество примесей и загрязняющих веществ. В практике инспекторов по области бывали случаи, когда единственная дорога, ведущая к месту добычи золота, была завалена с целью преградить проезд технике.

- Ежегодно раза четыре за сезон добычи золота мы, местные жители, наблюдаем последствия сброса сточных вод в реку Биря, - говорит житель  с. Отважное А. М. Мельников. - Она является притоком  Архары, и естественно их воды смешиваются. Видим, как загрязнённые потоки воды несёт полосой по течению вдоль берега. Такое не спутаешь ни с чем, это не просто рыбак в верховьях сидит и воду мутит. И никому ничего не надо.

- В период добычи золота ситуацию необходимо постоянно контролировать, - считает Елена Сергеевна. - Зафиксировать факт загрязнения рек проблематично, ведь вода не стоит на месте, золотодобывающая компания, узнав о предстоящем приезде инспектора, останавливает сброс загрязненной  воды из отстойника в реку. На сегодня Управление Росприроднадзора по Амурской области располагает мизерным штатом госинспекторов, всего 7 специалистов, так что оперативно оказаться на месте довольно проблематично, да и расстояние от Благовещенска до Архары неблизкое. По моему мнению, штат сотрудников Росприроднадзора должен формироваться с учетом количества золотодобывающих предприятий, функционирующих на территории области (их на сегодня около 230), и из количества лицензий на добычу природных ресурсов (их около 240). Проблему установления факта загрязнения водных объектов,  наведения  порядка в лесах, при вылове рыбы, на мой взгляд, могли бы решить общественные инспектора по охране окружающей среды, но у нас в районе такого штата пока нет. Поэтому я хочу обратиться к жителям, которым не безразлично будущее района. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" наделяет общественных инспекторов полномочиями фиксировать правонарушения, направлять материалы в органы государственного надзора, сохранять вещественные доказательства на местах совершения экологических правонарушений, вести разъяснительную работу с гражданами. Есть ещё одна проблема - между органами местного самоуправления  и руководством артели  нет диалога,  сотрудничества в целях социально-экономического развития района, поселка. Ведь на территории района работает единственное золотодобывающее предприятие, которое пользуется ресурсами, при этом имеются не только многочисленные сигналы о загрязнении им окружающей среды, но и  установленные факты, а жители района не получают какой- либо компенсации за созданную угрозу их жизни и здоровью. Приведу такие данные: золотодобывающее предприятие платит налог на добычу полезных ископаемых, 40 процентов от которого идет в федеральный бюджет, 60 процентов - в бюджет Амурской области, 0 процентов - в бюджет Архаринского района. Проблема освещена. Теперь нужно что-то делать.  Я планирую обратиться в правительство Амурской области с просьбой рассмотреть возможность возврата в условия лицензионного соглашения на добычу золота пункта об обязательном заключении соглашения о сотрудничестве между золотодобывающей организацией и муниципалитетом, выйти с предложениями к представителям от Амурской области в Совете Федерации, Государственной Думе о перераспределении налога на добычу полезных ископаемых в целях обеспечения поступления его части не только в федеральный и региональный бюджеты, но и в местный и об использовании данных дистанционного зондирования Земли (космоснимков) в качестве доказательств нарушения природоохранного законодательства. Также необходима  законодательная инициатива об упрощении порядка проведения проверок надзорными органами в отношении недропользователей, о наделении государственных инспекторов по охране окружающей природной среды (у нас в районе таковые есть только в Хинганском заповеднике) полномочиями  по фиксации фактов нарушений природоохранного законодательства на всей территории муниципального района, а не только на территории заповедника.

Лариса ЖВАГИНА.

69 31.10.2018 11:13:50

comments powered by HyperComments